E-MU Systems является ведущим разработчиком цифровых аудио продуктов: звуковых карт, MIDI-клавиатур и синтезаторов, аудио/MIDI-интерфейсов, программных инструментов, USB/MIDI-контроллеров и мониторов активного поля для музыкантов и аудио профессионалов. В 1993 году E-MU Systems стала дочерней по отношению к Creative Technology Ltd. Но этот факт не прекратил ход развития компании. E-MU Systems и сегодня продолжает самостоятельную работу над новыми аудиорешениями, которые соответствуют самым передовым позициям. Стена патентов изобретений E-mu свидельствует об изобретательности инженеров, каковыми они остаются и по сей день.
|
Некоторые, возможно, думают, что компания E-mu образовалась в начале 80-х, однако Дейв Россум (Dave Rossum) считает, что все началось гораздо раньше - в 1971 году. Дейв, тогда студент- микробиолог Калифорнийского университета, остановился помочь распаковать новенький модульный синтезатор для университетской музыкальной лаборатории. И вот незадача - никто не знал, как его включить, ну, кроме Дейва, конечно. Хотя, ему по образованию было положено разглядывать в микроскоп удивительные маленькие зелененькие штуки, он внезапно почувствовал, что электроника как-то более занимательна и надежна. "За цифрой будущее, что б я сдох!" - подумал Дейв и не сдох. Задвинув микробиологию куда подальше, он и его друзья, студенты Калифорнийского технологического института, Стив Габриэль (Steve Gabriel) и Джим Кетчем (Jim Ketcham) решили сделать свой собственный синтезатор. Так как поставщики электронных деталей все время спрашивали, название компании, которой они отпускают товар (чертовы бюрократы), пришлось быстро что-нибудь придумать. Назвались Electronic Music, сокращенно E-mu, причем в начале, название компании писалось "Eµ" - с греческой буквой "мю". От греческой буквы пришлось отказаться примерно в 1980 году, когда компания была официально зарегистрирована как корпорация E-mu Systems Inc. - американский закон запрещал использование подобных букв в названиях компаний, что и правильно. |
Первый прототип синтезатора E-mu они назвали очень романтично: Black Mariah. Он имел матричные переключатели, управляемое напряжение и ужасный звук. За что его выбросили из окна институтской библиотеки. Потом одумались, собрали уцелевшие детали из обломков и затеяли клепать новый аппарат Royal Hearn. Ради шутки они спаяли его в коробке из-под обуви. Эта шняга имела тонкую клавиатуру из фольги и однопереходный транзистор VCO и абсолютно "не строила". Она валялась под ногами еще несколько лет, потом, наконец, куда-то делась. Тем же летом они собрали свой первый хорошо работающий синтезатор E-MU 25 с фиксированной, не модульной передней панелью. Почему они назвали его "25" знает только дядя E-MU. |
Летом 1972 года E-mu официально начинает продажи своих VCO, VCF, VCA и ADSR подмодулей как комплектующие для любителей. В 1973 году они продали модульный синтезатор Эдду Руднику (будущему директору по производству), который в тот момент искал работу, потому у него была масса свободного времени и он подолгу зависал с ними. E-MU потратил большую часть 1970-х годов на проектирование ультрастабильных VCO, фильтров лабораторного качества, цифровых и аналоговых секвенсоров, и полифонических клавиатур с управляемым напряжением. Клавиатура Z -80 имела новый дизайн, процессор в 1МГц, отличалась очень удобным секвенсором и работала с незначительной памятью в 2K. Также они производили пользовательские синтезаторы в великолепных, деревянных шкафах ручной работы для университетов и экспериментально ориентированных музыкантов, как Леон Рассел и Фрэнк Заппа. |
В 1978 году сметливые конкуренты поняли, что технология, изобретенная E-MU, может быть использована для сокращения расходов и увеличения возможностей, и начали производство по лицензии, что принесло E-MU неплохой доход. Следующие несколько лет E-mu проводит в разработке для компании Sequential Circuits и SSM чипов, что послужило хорошей финансовой базой для развития Audity - 16 голосого близнеца Z-80 с компьютерным управлением. Представленным в мае 1980 года на выставке AES Show, Audity никто не интересовался, т.к. он был весьма громоздким и дорогим. Audity имел слоты для 16 голосовых карт, каждая из которых по размеру и внешнему виду напоминала материнскую плату Intel, стоил дорого (около $70000) и к тому же, жрал очень много электроэнергии. В том же месяце, Sequential Circuits решил прекратить свои денежные вложения в E-MU, оставив Дэйва и его команду искать новые направления. |
По дороге домой с конвенции AES 1980 в пространстве более тесном, чем обычный гараж изобретателя, а именно в машине Фольксваген Раббит, был задуман Emulator I. Адаптируя заимствованные технологии, для Emulator I применили концепцию семплирования, что сделало его доступным по цене и приемлемым в музыкальном плане. Этот сэмплер стал хитом выставки NAMM в 1981 году. Хотя первая модель не была особенно успешной, но последовавшие затем ритм-машина с семплами Drumulator и семплер Emulator II продавались уже очень хорошо. |
Первое ПЗУ, основанное на технологии сэмплирования и первая драм-машина, стоимостью $1000. Drumulator был настолько успешным, что побудило двух предпринимателей в Силиконовой Долине, чтобы основать собственную фирму по продаже альтернативных звуковых чипов к Драмулятору, называющих себя Digidrums и вскоре сменивших свое название на Digidesign. Модификация Drumulator позже была доработана и позволяла редактирование в режиме реального времени и включала GRC Графический Ритм-Композитор который работал на Apple II. E-MU пришлось переехать на гораздо большее предприятие для размещения производства Drumulator.В 1986 году появился сэмплер Emax - практически это тот же Emulator II, но сделанный с использованием собственных микросхем. Основной была DSP-микросхема E-chip, отвечавшая за транспонирование сэмплов, цифровые фильтры и эффекты. Собственные DSP позволяли снизить стоимость инструментов и повысить их надежность. Возможно, опыт E-mu в создании микросхем и является одной из причин долгожительства компании (во всяком случае, по сравнению с большинством американских производителей синтезаторов). |
Высокая планка качества собственной продукции покоряется не только профессиональным музыкантам и аудиоинженерам. Отнюдь, доступность цены заинтересует и тех, для кого музыкальное творчество является предметом хобби, и тех, кто только начинает на этом поприще. |