Часы с турбийоном от бренда
AGELOCER
Подробнее


Вскормленные авиацией: откуда взялись наручные часы?

Рассказываем про пилотские модели с брендом Aviator и летчиком “Стрижей”

Майор Дмитрий Косоруков из пилотажной группы “Стрижи” в часах Aviator и комбинезоне - наследии первых лет авиации

Пионеры воздухоплавания и часы

Переход от карманных часов к наручным в массовом масштабе начался с заказа германским кайзером Вильгельмом партии часов для нужд флота у швейцарской мануфактуры Girard-Perregaux. Там придумали закрепить инструмент на руке, чтобы не искать его по карманам. Но две тысячи заказанных моделей так и остались уделом немецких моряков. Европейские мужчины продолжали носить карманные часы и часовщики, выполнив заказ, взялись за старое.

Все изменило развитие авиации, а именно соперничество француза Сантос-Дюмона и немецкого графа фон Цеппелина. Первый рассматривал уже практиковавшиеся тогда полеты на воздушных шарах, как спорт. Второй, будучи полковником германской армии считал их новым средством выполнения военных задач. Оба хотели создать дирижабль - управляемый воздухоплавательный аппарат, который не следует ветру, а летит туда, куда захочет человек. Но цели были разными.

Сантос конструировал мягкий дирижабль, без каркаса, так как нужно было поднять только себя одного. Цеппелин же хотел, чтобы воздушное судно перевозило людей и грузы. Он проектировал аппарат на алюминиевом каркасе. Француз первым совершил управляемый полет, облетев в ноябре 1899 году вокруг Эйфелевой башни. Немец отстал на полгода - в июле 1900 года гигантский дирижабль поднялся в воздух и перелетел озеро.

И тот и другой продолжали совершенствовать конструкции и технологии. В экспериментах оба использовали для засекания времени часы. И если карманное изделие пресловутой Girard-Perregaux устраивало Цеппелина, то Сантос задумался, как освободить руку, держащую часы, для лучшего управления.

Он поделился проблемой с другом - часовщиком Луи Картье, который в 1904 придумал для него часы, крепящиеся ремешком на запястье. Спустя два года Сантос, переключившийся к тому времени на разработку самолета и вертолета, впервые совершил полет на самостоятельно взлетевшем аэроплане. В 1910 году Картье запатентовал застежку ремешка и сделал первую наручную модель коллекции Santos, которая выпускается и сегодня.

Есть легенда о том, что другой пионер самолетостроения, Луи Блерио, перелетевший в 1909 году Ла-Манш, сделал это в часах Zenith. Но увы - это название компания получила только в 1911 году, а значит историю выдумали. Зато именно он первым надел в полет комбинезон, использующийся в качестве формы до сих пор.

Второе десятилетие развития авиации дополнило комбинезон специальной кожаной курткой, чей дизайн за век почти не изменился. К ней идеально подходят пилотские часы, в данном случае Aviator

Появление авиационных часов

Слово “пилот” французское, раньше означало лоцмана на флоте. С появлением самолетов так стали называть тех, кто ими управляет. Технике понадобились бортовые часы и ВВС разных стран обратились к часовым маркам с заказами нового вида продукции. Первая Мировая показала эффективность авиации, что дало толчок к развитию самолетостроения. А швейцарским мануфактурам - рост заказов.

В послевоенное время начала развиваться мода на наручные часы и первые модели были стилизованы под пилотские, ставшие знаменитыми. Тогда же американцы разработали для пилотов кожаные куртки, чтобы защищать их от непогоды в открытых кабинах.

Zenith, Omega, Heuer, Longines, Alpina, Hamilton - вот только некоторые и поныне существующие бренды, которые в 20-е годы выпускали часы для авиации. Особенно интересна история с Longines, который был партнером Международной Федерации Аэронавтики с 1919 года. В 1927 году его изделие было на руке Чарльза Линдберга во время первого перелета через Атлантический океан.

Чарльзу пришла идея использовать наручный инструмент не только для определения времени, но и долготы. В 1930 году он обратился в компанию с эскизом нового циферблата и спустя три года свет увидела модель Lindbergh Hour Angle. К тому времени часовая промышленность развивалась семимильными шагами - близилась новая война и военные заказы способствовали росту индустрии.

Современное цветовое переосмысление дизайна “наблюдателей”. Aviator Airacobra

Культовый дизайн и первые хронографы

Самым известным примером стали “часы наблюдателя” Beobachtungsuhren. Их внешний вид разработало рейхсминистерство авиации. Корпус 55 мм в диаметре и с длинным ремешком, чтобы носить поверх рукава куртки. Большая заводная головка, чтобы переводить время не снимая перчаток и крупные, светящиеся в темноте светлые цифры и метки на черном фоне. Секундная стрелка строго с функцией остановки, чтобы эскадрилья перед вылетом сверяла часы.

Германская часовая промышленность работала только на военные нужды. A. Lange & Sohne делала часы для офицерского состава CC, но взялась и за заказ Геринга. С ней для люфтваффе трудились земляки из Wempe, Laco и Stowa. Заказ на хронографы приняла Tutima. Но немецких мощностей не хватало, и к ним добавилась швейцарская марка IWC.

Многие швейцарские производители делали часы и для немцев и для союзников. IWC, Zenith и Longines пользовались этим, так как Швейцария сохраняла нейтралитет. Omega же отказалась от немецких заказов, поставляя часы британским ВВС. Возможно, это произошло не из политических соображений а от того, что англичане полностью загрузили производственные мощности фабрики.

В это же время в авиационную сферу приходит один из будущих лидеров - Breitling, став поставщиком бортовых часов для ВВС США и Великобритании. В 1942 году он выпускает Chronomat - первые часы с логарифмической линейкой. С ее помощью считали любое соотношение, например американских мер к европейским. Хронографы и у немцев и у союзников выдавались только пилотам, штурманы носили обычные трехстрелочники.

После войны, так как правообладателем дизайна было уже несуществующее ведомство, права на него никем не охранялись. Этим воспользовались многие часовые производители, ведь циферблат был по-немецки практичен. С тех пор “наблюдатели” стали самыми популярными авиационными часами в мире.

Коллеги современных “Штурманских” хронографов с классическим дизайном и швейцарскими механизмами. Aviator Airacobra P45 Chrono

Эра космоса

Долгожданый мир перевел авиацию на гражданские рельсы. Развивались авиакомпании и аэроклубы, пилотские куртки вошли в моду, а словом “авиатор” стали называть и пилотов и элементы их экипировки - куртку, очки и часы. Оно было сродни синонима крутости. Не зря пилоты ВВС стали героями многих фильмов, зачастую секс-символами. Часовые мануфактуры не оставали от моды. Война закончилась, и вместо военных заказов пошли гражданские - от авиакомпаний.

В 1952 году Breitling выпускает модель Navitimer с несколькими шкалами, позволяющую пилотам производить множество вычислений. Бренд становится популярным среди летчиков, выпускает все новые модели, которые охотно раскупают любители все более популярной авиации.

Успех “брайтлингов” обратил на них внимание советских часовщиков. В СССР, куда после войны вывезли чуть ли не все часовое оборудование Саксонии, пилотские часы тоже стали выпускать, но только для военных. В 1949 году на базе французского калибра Lip R26 появились легендарные “Штурманские”. Они стали частью экипировки военных летчиков, выдавались на пять лет и были подотчетными.

В середине 50-х поставили задачу сделать первый советский хронограф. За основу взяли швейцарский механизм Venus, использовавшийся в Breitling Chronomat, доработали его и в 1959 году на Первом московском часовом заводе выпустили часы “Стрела”. Оба названия прославили летчики-космонавты. “Штурманские” были на руке Гагарина во время первого полета в космос, а “Стрелу” носил Леонов во время выхода туда.

Майор Дмитрий Косоруков показывает элемент из упражнения “пешим по-летному” в часах Aviator Mig-35 с хронографом, точным до десятой доли секунды

От инструмента к аксессуару

В 1974 году Советский Союз купил у швейцарцев производственную линию хронографа Valjoux 7734. Им она уже не была нужна, так как появился 7750. Но и на Первом часовом заводе, сменившим к тому времени название на опять же авиационное - “Полет”, покупку доработали и улучшили, присвоив механизму номер 3133.

Новый хронограф в часах “Штурманские” для ВВС и “Океан” для ВМФ стал широко использоваться. В начале 1980-х годов он даже попал в открытую продажу. Связано это было с тем, что роль часов, как измерительного инструмента, уже не была важна. На панелях летчиков и капитанов появились более точные и удобные приборы.

Но при подготовке к полету часы не перестали быть лишними. Выполняемое всеми пилотами упражнение “пешим по-летному” со стороны выглядит забавно - взрослые люди ходят по странным траекториям и делают пассы руками. Так отрабатывается маршрут полета и действия в разных его точках в определенное время, засекаемое по часам.

Во всем мире пилотские часы из профессионального инструмента перешли в разряд аксессуара с богатой историей. Многие часовые марки стали посвящать модели известным самолетам, а некоторые новые азиатские бренды и вовсе сконцентрировались на выпуске таких часов.

Aviator Mig-29. Ограниченная 950 экземплярами серия. Настоящий пилотский инструмент с логарифмической линейкой, в дизайне которого использованы элементы из кабины МиГ-29

Продолжатели традиции

Единственный бренд из Швейцарии, которой мы во многом обязаны пилотскими часами, выпускающий модели только авиационной тематики - Aviator. Основные коллекции, посвященные разным эпохам самолетостроения, собираются на фабрике в швейцарском кантоне Юра - колыбели часовой индустрии.

Предприятие бренда не мануфактура - здесь не разрабатывают собственных механизмов. Зато, в отличие от большинства небольших местных производителей, у марки есть постоянный дизайнер. Он живет авиацией, а лаборатория Aviator находится в контрольной вышке аэродрома. Все это позволяет создавать новые образы часов с аутентичными деталями.

Цветовые вариации Aviator Mig-29

Используемые швейцарские кварцевые и автоматические калибры проходят строгие проверки и необходимую доработку. Вне зависимости от ценового сегмента часы Aviator поставляются в корпусах из стали 316L и с сапфировыми стеклами с двухслойным антибликовым покрытием. С ним заметных глазу искажений нет даже на ярком солнце.

Главные линейки марки передают наследие самолетов, вошедших в историю авиации. Например модели легендарного Покрышкина - доставшейся СССР по ленд-лизу Bell Airacobra P-39 или линейки МиГ, на моделях которой ставят летные рекорды современные асы . На этих самолетах летает пилотажная группа “Стрижи”, партнером которой бренд выступает с 2006 года. Также часы Aviator носят летчики эскадрильи “Греческий Зевс” ВВС соответствующей страны, Alfa Jet ВВС Португалии и сингапурские “Небесные ястребы”.

В бортовых каталогах авиакомпаний марка представлена самой доступной линейкой F-Series.

0 комментариев
Колумбус
Москва
Санкт-Петербург
Астрахань
Барнаул
Брянск
Владимир
Волгоград
Воронеж
Екатеринбург
Иркутск
Казань
Калининград
Киров
Краснодар
Красноярск
Мурманск
Набережные Челны
Нижневартовск
Нижний Новгород
Новокузнецк
Новосибирск
Омск
Пермь
Ростов-на-Дону
Рязань
Самара
Саратов
Ставрополь
Сургут
Тамбов
Тольятти
Тула
Тюмень
Ульяновск
Уфа
Челябинск
Ярославль
ПОДПИШИТЕСЬ НА НАШУ РАССЫЛКУ
Нажимая «Подписаться» вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.
Магазины
Войти или создать профиль
Телефон
E-mail
Забыли пароль? Регистрация
Расскажите о нас
Пожаловаться
Задать вопрос
Стать корпоративным клиентом
Перезвоните мне