Часы с турбийоном от бренда
AGELOCER
Подробнее


Мода и стиль в одежде 19 века: для мужчин и женщин

Каждый временной период в нашей истории характеризуется особенностями, в том числе, внешнего облика. Исследование модных тенденций различных эпох позволяет нам больше понять людей того времени, их социальные устои и взгляды. Да-да, как ни странно, по одежде определенного времени можно многое узнать о ее современниках.

В течение позапрошлого века различные течения успели оказать свое влияние на модные тенденции. Особое место в европейской моде 19 века заняла Франция, которая фактически диктовала свои представления всему цивилизованному миру.

За это время в Англии 19 века и в остальной Европе мода успела пережить кринолины, перейти на турнюры, полюбить мягкие силуэты, так и не отказалась от ношения корсетов…

Основные вехи в моде Викторианской эпохи

Что интересно, в течение одного столетия модные веяния не раз менялись, и весьма радикально. В принципе, весь этот период можно разделить на несколько этапов:

  • От начала века и до 15 года – стиль Ампир,
  • 1815-25 годы – эпоха Реставрации,
  • 25-30 годы – Бидермайер (стиль в искусстве, отличающийся простотой и безыскусностью),
  • 40-60 годы – Второе рококо,
  • 40-50 годы – популярность малого кринолина,
  • 50-60 годы – расцвет второго рококо,
  • 70-80 – популярность турнюров,
  • 90 годы – зарождение стиля модерн.

Как видите, в одну сотню лет уместилось не два, и даже не три направления. Мода стремительно менялась. Впрочем, если мы проследим тенденции следующего века, и там найдется немало метаморфоз модных веяний за один временной промежуток. Люди всегда находятся в поисках чего-то нового. А дворяне в прошлые времена и вовсе были крайне требовательной кастой.

Мода второй половины 19 века

Этот период в модной жизни известен своим переходом и без того пышного рококо в более роскошный и претенциозный второе рококо. Можно сказать, что каждый выход “в люди” - это своеобразная выставка. Каждый элемент наряда выверен, бросок и эклектичен. Французская мода оказала огромное влияние на одежду аристократов, в то время как бедные простолюдины за модными тенденциями следить, естественно, не имели возможности.

Мужская и женская мода 19 века в плане реформ не слишком отставала друг от друга, хотя у представительниц прекрасного пола элементов для изменений было значительно больше.

Мужской наряд второй половины 19 века был функционально поделен на несколько вариантов:

  • домашний,
  • повседневный,
  • визитный (для нанесения визитов знакомым),
  • бальный (соответственно, для светских мероприятий).

Белые рубашки на пуговицах с отложными и стоячими воротничками в 60-х годах уступили место манишкам. Брюки с 50-х годов тоже претерпели изменения - сначала их носили на штрипках, затем без. позже на них появились лампасы, а нижняя часть существенно расширилась. К 90-м годам пола мода на полосатые или клетчатые брюки мешковатого кроя с заужением книзу.

В чем идти на бал? Парадным костюмом считался фрак классического черного или других цветов, а к нему жилет белого цвета. Также иногда модники по погоде дополняли фрак фрачным плащом.

Для визиток английская мода явила на свет новый тип костюма, который так и назвали - визитка. если фрак был двубортным, то этот костюм - однобортным. Также здесь вместо острых фалды были закругленными и была отрезная линия. Цвета костюма - чёрный с серым. Ярким штрихом могли стать жилеты. Визитка была дневным типом одежды, в отличие от бального наряда.

А уже в конце века ассортимент мужским костюмов расширился смокингом. Кстати, само название происходит от слова “курить”. Был популярен среди молодежи, носили его с черными брюками с лампасами.

В качестве ежедневной одежды носили сюртук, а также пиджаки и жакеты. В домашней же обстановке предпочитали бархатные блузы и всевозможные жакеты.

Если говорить о верхней одежде, то ее выбор у представителей сильного пола также был велик - удлиненная шуба на меху, пальто с пелериной, пальто сак (мешкообразного вида), плащ с пелериной, но без рукавов, короткое пальто.

С середины века галстуки преобразовались с бантов в ленточные варианты.

На ноги мужчины надевали ботинки со шнуровкой/на кнопках или штиблеты. На балы носили открытые туфли, а к визитке исключительно лаковые полуботинки или ботинки. Острые носки с середины века уступили место тупым носкам, а в моду вошел высокий каблук на мужской обуви.

Женский наряд второй половины 19 века. Франция все еще влияла на модные веяния в женской моде по всему миру. И с середины столетия женские костюмы, и без того бывшие достаточно пышными, приобрели еще более вычурные формы. Если говорить об истории моды, то в ее анналах этот период более известен как “Мода Второй Империи”.

Цветовая палитра нарядов была самой разнообразной, с яркими оттенками: красные, лиловые, розовые, желтые. Тканей также широкий выбор - от атласа, шелка и бархата до шерсти и репса. В качестве отделки использовали ленты, бахрому, цветы искусственные, кружева, вышивки и т.д.

Самым модным нововведением этой модной эпохи стал кринолин, также пришедший с французских земель. Конструкция собиралась из китового уса, стальных обручей или ивовых прутьев. ее надевали под нижнюю юбку для придания объема и пышности. Через пару десятилетий форма кринолина из круглой перешла в овальную. Женщины в обязательном порядке надевали под платья тугой корсет, а сами линии нарядов подчеркивали естественную линию талии. Линия плеч в то время была спущенной. Отличие повседневных платьев от бальным было в том, что у вторых зачастую было глубокое декольте и отсутствовали рукава. Среди верхней одежды стоит перечислить:

  • приталенные жилеты,
  • накидки,
  • пелерины,
  • мантильи и шали.

Среди аксессуаров обязательными были сумочка, зонтик и лорнет. А с популяризацией путешествий вошли в моду также купальные и дорожные костюмы. Отдельным видом одежды можно назвать амазонки - женские костюмы для верховой езды (женское седло подразумевало, что обе ноги остаются по одну сторону).

К концу века мода на демонстрацию собственного финансового благополучия сделала женские костюмы попросту перегруженными декором и украшениями.

Ближе к концу века кринолин сочетался или заменялся турнюром - накладкой или подушечкой, которая крепилась под юбку сзади, смещая центр силуэта. Но в последнее десятилетие этот элемент вышел из моды.

Также к концу столетия к бальным платьям стали крепить шлейф, вошли в моду наряды с двойной юбкой. В списке аксессуаров также значились перчатки, веера, боа. Популярной обувью на каждый день были шнурованные ботинки и обувь на среднем или высоком каблуке. На балы надевали специальные шелковые туфельки.

Стиль в прическах и головных уборах

Мужская мода на длинные и завитые в локоны волосы после 60-х годов сменилась на короткую стрижку. И если раньше была популярной борода с усами, то теперь вместо первой стали актуальнее бакенбарды.

Мужской цилиндр после середины века стал аксессуаром на выход, а повседневный стиль дополнили жесткие и мягкие фетровые шляпы, круглые плетеные шляпы, шляпы с широкими полями. А к концу века любимым головным убором стал черный котелок. Женщины же до середины столетия активно носили пышные шиньоны, а уже в 60-е годы модной среди представительниц прекрасного стала модной прическа “а-ля Стюарт”, которая представляла собой поднятые надо лбом волосы и уложенные двумя валиками, а еще часть спускали на спину и плечи в виде локонов. Еще через десяток лет дамы стали зачесывать над висками волосы наверх, и спускать локоны на спину. Шиньоны также все еще продолжали пользоваться популярностью.

Среди головных уборов в это время популярными были маленькие шляпки из соломы или шелка, нередко с декоративными вуалями. Украшали аксессуар лентами и цветами, завязывали лентами. Также часто носили кружевные чепчики. А начиная с 60-х годов среди дам стала очень популярной треуголка, до этого предпочитаемая мужчинами, которую украшали перьями.

Ювелирные украшения 19 века

На украшения модные тенденции влияют не меньше, чем на одежду. А потому и здесь прослеживаются изменения вкусов и взглядов. Рассмотрим отдельно украшения того времени в России и в Европе, были ли там существенны отличия?

Европа и ее украшения.

Чаще всего в Европе украшения шли комплектами – парюрами или полупарюрами (неполные комплекты). Комплекты заказывались у ювелиров, которые выполняли их в едином стиле. В ход шли драгоценные и полудрагоценные камни (топазы, аметисты, гранаты, сердолик, аквамарин и т.д.). Камни, которые выбирала заказчица, мастера вставляли в оправы, выполненные с высочайшим уровнем ювелирного мастерства. И здесь свое влияние оказала французская мода.

Гребни входили практически в каждый комплект модницы. Их носили в качестве дополнения к прическе на затылке или на макушке. Видимая часть гребня украшалась любыми способами – от цветов до инкрустации драгоценными камнями и жемчугом. Особенной любовью модниц пользовались гребни испанских мастеров. Зубцы у таких украшений выполнялись из металла или черепахового панциря, а их верхняя часть была отделана камеями и драгоценными камнями.

Тиара была еще одним популярным украшением. Самый популярный дизайн - лавровый венок, инкрустированный самоцветами. Также в моде были украшения эллинистического дизайна, зауженная к концам. Еще модницы нередко надевали бандо - обруч или повязку, которую носили над лбом. Их также богато украшали драгоценными камнями и другими элементами.

Серьги предпочитали длинные, выполненные из нескольких плоских элементов, соединенных между собой. на торжественные случаи дамы выбирали серьги из жемчуга и бриллиантов в грушевидной форме.

Ожерелья представляли собой золотые цепочки различной длины, которые соединяли между собой самоцветы, камеи и мозаики. короткие варианты носили просто на шее, а длинные ожерелья перекидывали через плечо, дополняя свой образ. на особенно важные мероприятия надевали бриллиантовые ожерелья.

Броши были не менее важным элементом образа. В начале века актуальными формами были “астрономические” - солнце, полумесяц, звезды. Также нередко носили броши в форме банта. Украшение инкрустировали драгоценными камнями и обычно пришивали к платьям. К середине века вошли в моду броши с синей эмалью, а также в форме лавровой ветви, колосьев, других представителей мира флоры.

Для подвесок самой популярной формой была форма креста, который обычно вешали на ожерелье. В начале века популярность получили подвески в форме мальтийского креста. В первой половине столетия их носили модники огромного количества стран. Также в 19 веке были популярны миниатюры с портретами любимых людей, в специальном отделении которых можно было хранить прядь волос.

Что по браслетам? Этот вид изделий, как и ожерелье, зачастую выполнялся в виде камней или камей, соединенных между собой цепочками. Были в моде и браслеты из нескольких цепочек различного вида плетения. Браслеты из бриллиантов и других самоцветов имели преимущественно геометрические формы. Нередко дамы надевали одновременно несколько браслетов которые могли быть даже выполнены в различных стилях.

Кольца. Были крайне популярны кольцы веточной тематики, украшенные искусно выполненными листьями или в форме бутонов цветов.

Среди модниц пользовались спросом пряжки на бантах и поясах. Зачастую они выполняли чисто декоративную роль и украшались жемчугом, драгоценными камнями и минералами, камеями, просто выполнялись из драгоценных металлов.

Украшения:

Россия и украшения 19 века

О чем грезили русские модницы позапрошлого века? На самом деле, и на ювелирное дело России того времени оказывала влияние Европа и ее модные тенденции, проведя через все популярные стили - от ампира до модерна. И это касалось как малых мастерских, так и крупных, известных на весь мир фирм, например, Фаберже.

Индивидуальное производство вытесняется созданием крупных предприятий с новым технологичным оборудованием, а потому местные мелкие ювелиры перели больше на ремонт изделий, не выдержав конкуренции с производством.

Также это столетие характерно вытеснением иностранных ювелиров отечественных, вследствие чего внутренний спрос практически полностью покрывался производственными мощностями внутри страны. также стимулировали развитие ювелирного дела государственные и международные выставки.

Ювелирное искусство этого времени многогранно, и трансформировалось вместе с одеждой, подстраиваясь под изменчивую моду. Высшие сословия в одежде больше ориентировались на европейскую моду, одежда крестьян 19 века отличалась максимальной простотой..

В России этого периода особое внимание уделяется женской одежде. Костюм женщины становится как бы индикатором положения и богатства ее супруга.

И если мужской костюм больше менялся в деталях, то женский чутко реагировал на малейшие модные тенденции мира.

В частности, у женщин было несколько видов нарядов на разные случаи жизни:

  • Бальный,
  • Деревенский и городской,
  • Домашний,
  • Визитный,
  • Прогулочный,
  • Летний.

Так и украшения делились по тому же принципу - на парадные и повседневные. Первые отличались наличием драгоценных камней в оформлении, вторые были “попроще” - с камеями, полудрагоценными камнями, с мозаикой.

В начале века стремление к простоте привело к тому, что даже на светские мероприятия слишком вычурные украшения перестали надевать, заменив драгоценные металлы стальными изделиями. Броши остаются на пике популярности, ими зачастую закалывают шали.

В первое десятилетие пришел на смену простоте ампир, и модницы стали надевать по несколько браслетов, часов или колец. Дополняли прически диадемами и обручами из драгоценных металлов. Единственное, что шею и плечи продолжали оставлять без лишних штрихов.

Это годы, когда популярной стала резьба по камню. Интерес к геммам (резным камням) пришел, как водится, из Европы. Но само искусство быстро развилось в России в отдельное направление. И создаваемые камеи вскоре вытеснили со своего законного места даже бриллиант. Дамы щеголяли с самыми разнообразными камеями (они были прекрасны как сами по себе, так в дополнение к драгоценным камням). камеи можно было увидеть практически во всех видах украшений - от сережек и колец до диадем и ожерелий. Их коллекционировали, из них создавали семейные реликвии. В общем, это был настоящий бум.

Во время войны и после ее завершения в России началось активное возрождение традиций, это коснулось и моды, как в одежде, так и в украшениях.

Особое внимание начали уделять жемчугу, комбинируя его с бриллиантами.

Также в эти годы стремительно развилось такое направление, как романтизм, и ювелирную индустрию наводнили медальоны и кулоны с миниатюрами, украшения из волос любимых людей, дополненные оправами из драгоценных металлов.

В 20-х годах появилась тяга к фентезийным украшениям, затем возродился активный интерес к драгоценным и полудрагоценным камням, но при этом активно используется живописная эмаль (миниатюры на украшениях). К 40-м годам в ходу стали медальоны и броши, парные браслеты, без излишеств и пафоса. С дневными нарядами и вовсе старались не надевать драгоценности.

Во второй половине столетия наблюдается интерес к формам из мира флоры, вечерние платья надевают с богатыми украшениями. С 60-х годов в моду активно входит “русский стиль” и полудрагоценные камни для дневных нарядов. Такими были стили в ювелирной моде 19 века.

В целом можно отметить, что женская и мужская одежда 19 века очень влияла и на дизайн и количество украшений. нельзя не проследить взаимосвязь между костюмом и его дополнением. За одну сотню лет мода проходит не одну трансформацию, иногда незначительную, а иногда полностью меняя взгляды людей на прекрасное.

0 комментариев
Колумбус
Москва
Санкт-Петербург
Астрахань
Барнаул
Брянск
Владимир
Волгоград
Воронеж
Екатеринбург
Иркутск
Казань
Калининград
Киров
Краснодар
Красноярск
Мурманск
Набережные Челны
Нижневартовск
Нижний Новгород
Новокузнецк
Новосибирск
Омск
Пермь
Ростов-на-Дону
Рязань
Самара
Саратов
Ставрополь
Сургут
Тамбов
Тольятти
Тула
Тюмень
Ульяновск
Уфа
Челябинск
Ярославль
ПОДПИШИТЕСЬ НА НАШУ РАССЫЛКУ
Нажимая «Подписаться» вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.
Магазины
Войти или создать профиль
Телефон
E-mail
Забыли пароль? Регистрация
Расскажите о нас
Пожаловаться
Задать вопрос
Стать корпоративным клиентом
Перезвоните мне