Часы с турбийоном от бренда
AGELOCER
Подробнее


Как заводить часы: инструкция для новичков и не только

Привычная нам заводная головка, изобретенная в 1844 году и поселившаяся в часах в 1845-м, отмечает 175-летний юбилей. Самое время напомнить, как правильно ей оперировать.

Вручную заводить приходится все механические часы – и с ручным заводом, и автоматические. Завод часов – действие не такое уж и простое, как это кажется на первый взгляд. Это не быстренько ее пальцами покрутить и «всего делов», как выражаются некоторые. Это, если хотите, операция по оптимизации основной функции заводного барабана – важнейшего узла часового механизма. Узел этот непрост и от него во многом зависит не только точность хода часов, но и их долговечность.

Роскошная услуга

Да и сама заводная головка – это, можно сказать, роскошная услуга, которую начали оказывать 175 лет тому назад. До этого, как, впрочем, и полвека после ее изобретения, часы заводились с помощью специального ключа, а, чтобы стрелки при этом не вертелись, а колесная передача, не дай Бог, не повредилась, приходилось одновременно давить на боковую кнопку стопора. Если показания стрелок все же сбивались, их приходилось восстанавливать, оперируя другим дополнительным ключом.

Цветут цветы

Концепт-часы с прообразом современного заводного узла представил в 1844 году на Национальной промышленной выставке в Париже неизвестный доселе мастер Жан-Адриан Филипп. Чудесная многофункциональная головка имела два положения и позволяла не только заводить часы, но и корректировать показания стрелок. За это автор сенсационной системы удостоился бронзовой медали выставки. Совладелец компании Patek Czapek & Co шляхтич Антонин Патек, бежавший в Швейцарию из России после разгрома польского освободительного восстания, в ходе которого этот негодник изрядно отличился, уговорил Жана-Адриана Филиппа работать вместе. Кстати, его партнер Франтишек Чапек столь ревностно отнесся к появлению Филиппа, что 18 апреля 1845 года компания распалась на две новые Patek & Cie и Czapek & Cie, судьбы которых сложились драматически по-разному. Patek Philippe заработал репутацию величайшего дома, а где и даже когда умер Франтишек Чапек никто точно не знает.

А знаете ли вы, что логотип в виде мальтийского креста другого великого дома Vacheron Constantin символизирует фирменное колесо этой необычной формы, которое контролирует вращение заводного барабана и регулирует натяжение ходовой пружины? И именно это колесо помогло Vacheron & Constantin, начиная с 1872-го выиграть множество конкурсов хронометров, проводимых Женевской обсерваторией. Во-о-от!.. А кто-то считает, что завод – простое дело.

Снять часы

Итак, приступаем. Категорически рекомендуем снимать часы с запястья. Почему это важно? Дело в том, что заводной вал, идущий от головки к заводному барабану, у большинства часов расположенному у отметки «10 часов», проходит практически через весь механизм. Если не снять часы, то, вращая головку, вы неизбежно расшатываете вал, что крайне вредно. Рано или поздно он может выскочить из фиксирующих пазов или вовсе переломиться.

К тому же, если заводная головка завинчивается, то сорвать эту резьбу невольными вертикальными движениями, возникающими при вращении головки неснятых с руки часов, проще простого. Потом, только сняв часы, можно уверенно определить, что заводная головка находится в нужном положении – то есть в режиме завода. В современных заводных узлах существуют не только два основных режима, но и, к примеру, промежуточные функции корректировки различных показателей календаря. Ну, а в сложных часах Ulysse Nardin узел завода – намного круче колесной передачи иного механизма. Конечно, в данном случае способен помочь индикатор режимов заводной головки, но часы с этой функцией (Audemars Piguet и Richard Mille) стоят несколько сотен тысяч евро, да и купить их не так уж и просто.

Туда-сюда и плавно

Вращая головку, вы наматываете на ось заводного барабана ходовую пружину. Поэтому, чем более плавно вы будете это делать, тем ровнее она намотается. Чем аккуратнее пружина намотается, тем стабильнее она будет распускаться, обеспечивая равномерную тягу и, соответственно, более точный ход. То есть речь идет о краеугольной проблеме часового дела – постоянстве силы, заслуживающей отдельного долгого разговора. В общем, никаких резких движений.

Многие люди в процессе завода вращают головку по часовой стрелке, а затем, не разжимая пальцев, возвращают ее против часовой стрелки в исходное положение и продолжают свое занятие. Кто-то считает, что это помогает ходовой пружине укладываться лучше, кто-то отрицает данный эффект: мол, собачка все равно уже застопорила заводной барабан и любые манипуляции бесполезны. Этот спор напоминает давнюю несколько софистическую дискуссию, сказываются ли на работе механизма полировка и декор мостов и платин.

Лучше меньше, да лучше

Современные заводные барабаны имеют защиту от неумелых рук и «перезавести» часы, то есть вызвать отрыв ходовой пружины от креплений, невозможно. И все же рекомендуем не заводить часы до упора. Перепады в натяжении заводной пружины сказываются на точности хода, изменяя амплитуду полуколебаний балансового колеса от 110 до 330 градусов, а часы с индикатором запаса хода, и тем более с динамометром (индикатором момента силы ходовой пружины), также существенно дороже обычных.

0 комментариев
Колумбус
Москва
Санкт-Петербург
Астрахань
Барнаул
Брянск
Владимир
Волгоград
Воронеж
Екатеринбург
Иркутск
Казань
Калининград
Киров
Краснодар
Красноярск
Мурманск
Набережные Челны
Нижневартовск
Нижний Новгород
Новокузнецк
Новосибирск
Омск
Пермь
Ростов-на-Дону
Рязань
Самара
Саратов
Ставрополь
Сургут
Тамбов
Тольятти
Тула
Тюмень
Ульяновск
Уфа
Челябинск
Ярославль
ПОДПИШИТЕСЬ НА НАШУ РАССЫЛКУ
Нажимая «Подписаться» вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.
Магазины
Войти или создать профиль
Телефон
E-mail
Забыли пароль? Регистрация
Расскажите о нас
Пожаловаться
Задать вопрос
Стать корпоративным клиентом
Перезвоните мне