Часы с турбийоном от бренда
AGELOCER
Подробнее


9 Февраля 2024

Часы Cartier, шлем с нимбом и самые неудобные туфли в мире: как создавалась эстетика «Мастера и Маргариты»

С необъяснимым трепетом рассматривая детали, наверное, самой чувственной экранизации «Мастера и Маргариты», не возникает иных ощущений, кроме как безграничного восхищения.
О самых эффектных и, одновременно, символических украшениях, а также об образах и их вдохновении рассказали создатели завораживающей эстетики и умопомрачительного стиля «Мастера и Маргариты».
Галя Солодовникова, художник по костюмам

• О стиле 30-х и образе Маргариты

В работе над образами главных героев (Маргариты, Воланда и его свиты) я, конечно же, вдохновлялась 30-ми годами. При этом для меня было важным работать не только с историческими дизайнами и стилем эпохи, но и добавить им современного звучания. Изначально ведь я модельер, и, безусловно, я интересуюсь современной модой. Но, как и любой модельер, конечно же, занимаюсь исследованием исторического костюма, наблюдая за тем, как он развивался и менялся в разное время и разные эпохи.
Объясню на примере Маргариты. Маргарита — это 30-е годы. В это время мода развивалась очень активно, хотя нам и может показаться, что тогда царил единый стиль. Но на самом деле, всего за десятилетие мода претерпела очень большие изменения. Например, период конца 20-х / начала 30-х характеризовался отсутствием выраженной талии и заниженной посадкой на бедрах. И вот постепенно, приближаясь к середине и концу 30-х, талия начинает подниматься и четче вырисовываться.
Отсюда ударение на фигуру и выраженная талия Маргариты. Плюс мне было важным добавить графики. Я умышленно не использовала, например, никаких рыхлых материалов для Маргариты, поэтому ее силуэт словно вычищенный. Он мгновенно считывается и узнается. Ее образ одновременно женственный и дерзкий. В кокой-то момент она даже появляется в брючном костюме в духе Марлен Дитрих.
Это если говорить об условно «бытовых», повседневных нарядах Маргариты. Но ведь есть еще костюмы Маргариты, ставшей частью мистической силы и эстетики Воланда.

• О Воланде и его свите

Над его эстетикой я работала очень детально, добиваясь узнаваемого фирменного стиля, авторского почерка и влияния, затрагивающего все вокруг. Это отражено в декорациях, которые делал Денис Лищенко, арт-директор/ художник-постановщик. Это заметно в костюмах свиты (особенно — в образах Маргариты и Геллы на балу), когда на основу ар-деко наложена узнаваемая графика. Я имею в виду главные символы Воланда. Перевернутая звезда (советская звезда, перевернутая вверх ногами, по типу сатанинской) и буква W, нарисованная специальном шрифтом и зашифрованная буквально везде! Ее можно заметить и на украшениях, и на пуговицах Воланда и в массе других мельчайших деталей, на которые обращает внимание камера.

Если же говорить о том, как выглядит Воланд и его свита, то они должны были резко контрастировать с советской Москвой. Казаться странными и чужеродными. Иностранцами, не вписывающимися в то время. Поэтому для Воланда был выбран микс стиля «денди» примерно от конца XIX века и до его современного переосмысления. Костюм из дорогих тканей со сложными фактурами. Такой, который может носить настоящий франт.

Азазелло мы задумали странником, военным-путешественником. Возможно, мотоциклистом на «железном коне», которого в советской России в тот момент и не видели!

Коровьев — единственный, кто стилизован под 30-е. За счет головного убора, кепки-жокейки, он больше похож на англичанина. Плюс клетка, которая покрывает его буквально с ног до головы! Даже плед, которым он укрывается в нехорошей квартире, клетчатый!
Кроме того, Коровьеву все немножко мало. У него короткие штанишки, ему немножко маловат пиджачок. Ощущение, будто он с трудом натянул и растянул этот костюм. А еще, например, на варьете у него разные ботинки. Я не знаю, заметил ли кто-то этот нюанс, но вот в его образе полно разных нелепостей, к которым нужно присматриваться.

• О первоисточнике Булгакова

Я исследовала подробнейшим образом всё, что написано у Булгакова по каждому герою. Есть даже детальные подборки по роману с буквально всеми описаниями каждого персонажа: как он одет, как он себя ведет, какие у него особенности и так далее. Все это было собрано и исследовано. И уже на основе этого я делала свои выводы.
Где-то я старалась попасть в то, что говорил Булгаков, а какие-то моменты я специально меняла, чтобы уйти от шаблонов и, возможно, очевидных ожиданий. Ведь русский читатель уже видел более ранние экранизации. А значит, уже существует представление и даже стереотипы о каждом герое. Нам же хотелось найти свой уникальный язык воплощения. Посмотреть на персонажей по-новому и представить их героями конкретно нашей историй.

• О самом сложном костюме и туфлях с перевернутым каблуком

Больше всего сил и времени потребовал костюм Маргариты на бал. Это была сложнейшая и детальнейшая разработка. Выверена каждая линия и каждый элемент. Это кропотливая дизайнерская работа и с дизайном, и с вышивкой, и с ювелирными украшениями.
Вспомните золотые латы, которые покрывают руки и ноги Маргариты. В ее костюме все уникально! Там нет ни одной ткани, которая использовалась бы в ее первоначальном виде. Все заново создавалось, перешивалось и вручную расшивалось золотыми камнями. Над одним только шлемом мы бились три месяца!
Также была создана уникальнейшая дизайнерская обувь с перевернутым каблуком. Мне хотелось, чтобы она была волшебной, нетипичной, мистической. Обувь, которую мог создать только Воланд.

• О скрытых смыслах и тайных значениях украшений

Конечно же, самыми символическими были дизайнерские броши, созданные для Воланда, и другие его украшения. Их разработкой занималась Саша Аронова, которая была моим главным ассистентом. А уже воплощение, 3D- и восковые модели, а затем реальные изделия — это просто потрясающая работа ювелира Кати Робей.
Также Катя создала перстень Воланда. Это ее авторская работа. С какой стороны не посмотри, перстень кажется сложным переплетением линий, и только с одного ракурса проявляется буква W.
Это украшение и несколько брошек Аугуст Диль (исполнитель роли Воланда) забрал с собой. Они остались у него на память.
И, конечно же, упомянем ювелирную разработку всего «обмундирования» (назовем его так) Маргариты на бал. Шлем-корона, над которым мы так долго бились, браслеты на руки и на ноги, резной колье-ошейник из металла. Все это создавала Катя Робей. Еще одну корону, с полумесяцем, и треугольное колье сделала ювелир Мария Старикова.

• О красоте, которая требует жертв

Металлический «шлем» Маргариты, конечно же, был неудобен. Тем не менее, Катя Робей сделала его удивительным образом: он аккуратно сдавливал голову у висков, и держался, никуда не съезжая (а ведь это высокая, очень тяжелая конструкция с большой парусностью). Это действительно удивляло, поскольку в этих сценах было довольно много трюков и вращений (их исполняла девушка-каскадер) и эта корона все выдержала!
А вот головные уборы для Геллы были супер удобными. Мы изначально задумывали их легкими и носибельными. Только короны Маргариты были сложными и тяжелыми, потому что я не хотела делать их бутафорскими. Они должны были быть настоящими!

Еще были браслеты, которые, конечно, впивались в тело во время больших и длительных смен. Тогда мы все это снимали, развязывали, расшнуровывали, чтобы дать немного отдохнуть нежной и изящной Юлии Снигирь.
Но самыми неудобными для Маргариты, конечно же, были туфли на очень высокой платформе и с перевернутым каблуком. Они изначально были сделаны таким образом, чтобы в них можно было чуть-чуть стоять, но не ходить. В них правда было сложно.

• О мистической силе украшений

Я верю в сакральную геометрию. Я считаю, что неспроста в эзотерике используются сакральные знаки. Мы видим их путешествие через время и разные культуры. Например, символ глаза, который у Воланда. Это портал. Глаз всегда был вратами во внутренний мир человека. Поэтому в символике Воланда мы используем много сакральных знаков, заимствованных из древних культур. В том числе, из Древнего Египта.

Александра Аронова, ассистент художника по костюмам в фильме

• О музах, вдохновении и стиле ар-деко

На проект меня пригласила Галя Солодовникова, и я стала ее ассистентом и правой рукой. Мы работали над костюмами главных героев — Воланда, Маргариты, Азазелло, Коровьева и Геллы. События в романе Булгакова происходят в 30-е годы в Москве. Мы вдохновлялись этой эпохой, в том числе, более утонченным женственным силуэтом платьев, чем в 20-е. Так как Маргарита не обычная женщина, а инфернальная, нам показалось органичным использовать для ее образа стиль ар-деко. Поэтому в некоторых деталях и аксессуарах можно обнаружить отголоски стиля 20-х — украшения, вышивки, сумки, часы.
Вдохновлялись мы образами Греты Гарбо, Кетрин Хепберн, Марлен Дитрих, Джин Харлоу и Бетт Девис.

• О «подсказках» Булгакова и часах Cartier

Мы знали и текст Булгакова, и сценарий одинаково хорошо. Есть несколько моментов, где мы следовали описанию Булгакова предельно точно. Например, «туфли с черными замшевыми накладками-бантами». Фантазируя на эту тему, мы с Галей часами сидели в библиотеке в поисках конкретной информации.
Фрагмент, когда «Маргарита Николаевна сидела перед трюмо в одном купальном халате, наброшенном на голое тело… Золотой браслет с часиками лежал перед Маргаритой Николаевной рядом с коробочкой, полученной от Азазелло», мы долго обсуждали и пытались передать эти нюансы в кино. Часы для Маргариты нам любезно предоставили Cartier, причём данная модель уже производилась в 30-е годы.
А вот образ Воланда Галя создала настолько уникальным и стимпанковым, что погрузившись в собственный мир и эстетику, нам пришлось самостоятельно создавать уникальные «дьявольские» украшения.

• О вышивке золотой нитью и кузнецах, создающих доспехи

Мне кажется образ Маргариты потребовал больше всего сил и времени. Галя нарисовала невероятное количество эскизов и было много примерок. Чтобы платья сидели идеально, они фактически создавались кутюрным методом Ламановой.
Очень сложным был образ Маргариты на балу Воланда. Её полупрозрачную накидку, покрытую орнаментальной вышивкой золотой нитью и усеянную тысячами страз, я рисовала буквально каждую свободную минуту. Корона с лучами солнца, изготовленная ювелирным художником Катей Рабей по эскизам Гали, была сделана из настоящего кованого металла. При этом сам шлем ковали кузнецы-реконструкторы, создающие доспехи. К слову, даже мне пару раз пришлось ударить молотком, корректируя форму.
С короной я проводила много времени. Примеряла, рисовала орнаменты на шлеме, которые Катя потом собственноручно выпиливала и шлифовала. Было непросто. Порой мне казалось, мы были неразлучны — пристегнутая ремнем корона часто ездила со мной в машине на переднем сидении на примерки и доработки, словно она отдельный персонаж.

• О драматичных серьгах с рубинами и броши-скарабее

Конечно, украшения несут эстетическую роль, но если правильно их подобрать, то они помогут раскрыть образ. В драматичных сценах у Маргариты были серьги с рубинами овальной огранки, а в «спокойных» мы использовали изумруды-кабошоны, которые невероятно подчеркивали глаза Юлии, создавая магический и таинственный образ.

Образ Воланда родился окончательно, когда Аугуст Диль приехал на съемки. Уже на первых примерках мы поняли, что нам необходимы уникальные, мистические, доселе невиданные украшения, которые не должны напрямую транслировать эпоху или конкретную страну происхождения. Так я начала работать над дизайном украшений Воланда. Вдохновение пришло от американского ар-деко с отголосками египетских тем. В романе Воланд носил на груди жука-скарабея. Поэтому в кино брошь Воланда на балу — летящий скарабей, а украшения на ворот — его две зеркальные «крылатые» половинки.

• Об энергетике украшений

Я не верю в мистическую силу украшений. Бывает, чувствуется позитивная и негативная энергия, но она больше зависит от человека, который их носит. От его страхов, предрассудков и установок.
И все же, после съемок Аугуст Диль взял с собой на память кольцо с дизайном Кати Рабей и одну из брошей с моим дизайном. Это было очень приятно! Возможно, в них сохранилась энергетика создателей, съемок и даже самого персонажа Воланда. И я точно знаю, что она была светлой.

Катя Рабей, дизайнер-ювелир

• О любимых и нелюбимых металлах

Понимаю, что это прозвучит очень «по-ювелирному», но я люблю работать с серебром и с жёлтым золотом. Они приятные и удобные в обработке. С белым золотом работать не особо люблю — оно очень твёрдое, плюс мне не нравится его холодный стальной блеск. Он мне кажется как будто агрессивным. С серебром, хоть оно тоже белый металл, такого нет.
Из недрагоценных металлов я с удовольствием работаю с латунью. Я к ней привыкла, поскольку во время обучения в ювелирном колледже большинство проектов мы делали именно из неё. По техническим характеристикам она похожа на драгоценные металлы, но при этом дешёвая.

• О серебряных пуговицах и латунных артефактах

Этот же фактор и был решающим во время выбора материалов для аксессуаров, которые я делала для «Мастера и Маргариты». Понятно, что когда тебе предстоит сделать шлем-корону, а также украшения, целиком закрывающие шею и часть груди, то делать это из золота бессмысленно — бюджет фильма вырастет вдвое. При этом Гале Солодовниковой, художнице по костюмам, было важно, чтобы вещи были «настоящими». Не бутафорскими. Не из картона и монтажной пены, покрашенных золотой краской. Поэтому для того, что должно было выглядеть золотым, мы взяли латунь. А для того, что должно было выглядеть серебряным, — мельхиор и нейзильбер.
Все артефакты на Маргарите на балу — латунные, а украшения свиты Воланда — мельхиоровые. Исключение — несколько пуговиц Воланда, которые пришлось делать из серебра, потому что костюмеры потеряли несколько мельхиоровых штук. Нужна была срочная замена, а литьё из серебра выходило быстрее. Так что, где-то на Мосфильме, сейчас, видимо, висит жилет с серебряными пуговицами…
Другое исключение — перстень Воланда на балу, который я делала по своему дизайну и сделала из оксидированного серебра. Но он не остался прозябать в коробке с реквизитом, его Аугуст Диль попросил забрать себе в качестве сувенира.

• О том, как создавалась корона с солнечными лучами

Больше всего сил, энергии и мастерства потребовалось, конечно же, на корону Маргариты. Это вообще не мой масштаб! Я ведь ювелир и привыкла работать с вещами, которые умещаются на ладони. А тут пришлось шагнуть очень далеко из зоны комфорта. Основу под корону, которая выглядит как шлем, я делегировала своему другу Илье Шуру. Он кузнец, занимающийся созданием доспехов для исторических реконструкций. Мы делали его точно под «параметры» актрисы Юлии Снигирь. Сначала мы сняли все замеры с её головы, сделали фетровую «шапочку» по форме шлема, а потом уже с этими замерами я пришла к Илье. Дальше, когда основа была готова, я занималась декоративной резьбой по этому шлему — острая налобная часть, орнамент сзади и прочие детали (помню, что у меня неожиданно началась аллергия на ногах: дело было летом, я работала в шортах, латунная пыль летела вниз и в итоге все ноги были в таких вздутых, красных полосах).
Далее внешние декоративные детали надо было напаять на «шлем». А чем предмет больше, тем больше требуется тепла, чтобы пайка «взялась». Тут мы вместе с моим другом Никитой паяли в 4 руки двумя горелками. Тот ещё был аттракцион! Набалдашники на лучи и некоторые другие декоративные элементы сначала я вручную выпиливала из воска, потом отливала в латуни. Орнамент на центральном «роге» вырезался лазером.
В общем, в ход пошли все технологии — от старых до новых.

• О нюансах кинопроизводства

Разница между заказами для кино и работой с частными клиентами, конечно, есть. В моём случае она заключается в том, что клиенты, как правило, не так точно знают, чего именно они хотят. У них есть скорее общая мысль — «а можно, чтобы с жемчугом и растительные мотивы?».
А когда работаешь вплотную с художником по костюмам, особенно таким крутым как Галя, надо понимать, что она чётко знает, чего пытается добиться. До мельчайших деталей.
Другие нюансы могут быть связаны непосредственно с процессом кинопроизводства. Например, в какой-то момент с одним из промежуточных вариантов короны стало понятно, что лучи, расходящиеся во все стороны, начинают тихо дребезжать при движении, и в итоге дают брак при записи звука. Пришлось их дополнительно укреплять.

Маша Старикова, ювелир

• О золоте и латуни

Большинство своих работ я делаю из латуни. Мне очень нравится то, как патина ложится на этот металл и со временем его меняет. Но и в моменте можно добиться очень яркого контраста между потемневшими и полированными до блеска частями украшения. Мне кажется, это придает изделиям объем и приятное ощущение ручной работы. Совсем не работаю с золотом. На это есть ряд прозаических причин, начиная от необходимости иметь лицензию на работу с драгоценными металлами в России, и заканчивая его стоимостью.
Для украшений в фильме я также использовала латунь. Тиара и ожерелье должны были напоминать состаренное золото. Такова была задумка художницы по костюмам Гали Солодовниковой. Лучшего материала для имитации состаренного золота, чем латунь не найти. Так что тут мои предпочтения и ТЗ счастливым образом совпали. Второе ожерелье сделано из черных и золотистых бусин гематита на латунном каркасе. Камни тоже выбирала Галя Солодовникова.

• О «манекене» шеи Маргариты и каменных нитях

Незадолго до работы над «Мастером и Маргаритой» я уже делала латунное украшение на лицо с похожей конструкцией. Поэтому самая сложная с технической точки зрения часть работы над тиарой-Луной прошла довольно легко.
Непросто было добиться того, чтобы линии бусин на ожерелье из камней лежали равномерно и, одновременно, свободно. Пришлось даже сделать точный по размеру «манекен» шеи Маргариты, чтобы все сложилось. В фильме от этого ожерелья видно только блеск, но мы-то знаем, как идеально уложены все каменные нити!

• О тиаре-Луне и букве W на переносице

Вообще, концепция всех костюмов и украшений принадлежит Гале Солодовниковой. Изначально на тиаре должен был быть глаз, как на кольце Воланда. На первом макете, который я сделала по ТЗ, глаз был довольно большой, потом мы его уменьшали, а в итоге совсем убрали и осталась одна Луна. Зато на переносице можно разглядеть выпиленную букву W.
Кстати, цепочки, которые идут от переносицы к ушам, заканчиваются очень красивыми подвесками из гематита. Так что Луна получилась очень интересным, объемным объектом.

Я делала только украшения, в которых Маргарита встречает гостей на балу: тиару-Луну, колье из камней и латунное треугольное колье. И в одном, и в другом колье по ходу съемок мы меняли только конструктивные элементы. В кадре это не слишком заметно, но думаю, что именно внимание художника по костюмам ко всем деталям и сделало фильм таким потрясающе эффектным.

• Об украшениях как о культурном феномене

Плохой ответ в контексте «Мастера и Маргариты», но я не верю ни в мистику, ни в энергию камней. Однако, украшения — это важный культурный феномен. Являясь символом достатка, семейного статуса, религиозной принадлежности или тех же мистических сил, украшения могут сильно влиять на самоощущение их владельца и восприятие его окружающими. Украшения — это важная часть нашей жизни (даже, если сами мы их совсем не носим).

Ювелирные украшения:
1 комментарий
79067773814
9 марта 2024 г.
Спасибо за интересную статью и подробности о съемках. Фильм получился грандиозный
Колумбус
Москва
Санкт-Петербург
Астрахань
Барнаул
Брянск
Владимир
Волгоград
Воронеж
Екатеринбург
Иркутск
Казань
Калининград
Киров
Краснодар
Красноярск
Мурманск
Набережные Челны
Нижневартовск
Нижний Новгород
Новокузнецк
Новосибирск
Омск
Пермь
Ростов-на-Дону
Рязань
Самара
Саратов
Ставрополь
Сургут
Тамбов
Тольятти
Тула
Тюмень
Ульяновск
Уфа
Челябинск
Ярославль
ПОДПИШИТЕСЬ НА НАШУ РАССЫЛКУ
Нажимая «Подписаться» вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.
Магазины
Войти или создать профиль
Телефон
E-mail
Забыли пароль? Регистрация
Расскажите о нас
Пожаловаться
Задать вопрос
Стать корпоративным клиентом
Перезвоните мне