Солнце взойдет: японское часовое искусство на подъеме
Когда-то считавшиеся «убийцами» высокого часового искусства, японские мастера сегодня наслаждаются заслуженным местом под солнцем.
«Святой Грааль»
Этим летом мир аукционов винтажных часов пережил своего рода потрясение. В августе часовой отдел аукционного дома Bonhams провел первые онлайн-торги Making Waves, посвященные… Seiko.
Лотами стали 200 часов из одной коллекции, собранной за последние 15 лет.
В пресс-релизе говорилось об энциклопедическом характере коллекции, а модель Ref 5718-8000, специально разработанная для токийской Олимпиады 1964 года, называлась ни много ни мало «Святым Граалем часов Seiko».
Части одного целого
Старшее поколение часовых энтузиастов, заставшее кварцевый кризис, выросло с предвзятым отношением к Seiko. Именно Seiko представили первый в мире «кварц», модель Astron. И именно тот рождественский день 1969-го многие годы воспринимался как начало конца эры механических часов. Время, однако, все расставило по своим местам. Кварцевый кризис миновал, рынок «механики» никуда не делся, а швейцарский и японский подходы к созданию часов оказались не противоположностями, а частями одного целого.
«Для меня высокое часовое искусство – единственный способ самовыражения», – говорит один из ведущих независимых часовых мастеров Японии Хадзиме Асаока. Будучи из рода мастеров-мечников, Асаока самостоятельно производит компоненты, циферблаты, сам занимается полировкой. Цены на часы Hajime Asaoka начинаются от $40 000, пользуются большим спросом среди ценителей (не только в Азии), а сам мастер признан на мировом уровне – он член престижной швейцарской ассоциации AHCI (Académie Horlogère des Créateurs Indépendants, Академия независимых часовщиков). Респектабельность Асаоки не отменяет его склонности к хулиганству: его Tourbillon#1, созданный вместе с художником Такаси Мураками, был украшен цветами, черепом и надписью Death Takes No Bribe («Смерть не берет взятки»).
Эстетическая гибкость
Стилистическая всеядность Асаоки — не нонсенс, а норма. В Японии, где очень развито чувство прекрасного, напрочь отсутствует оценочная категория «уродство». Проще говоря, японцы ценят тривиальное и безвкусное в той же степени, что и возвышенное и духовное. Seiko, чья продукция сегодня признана высоким искусством, запросто сотрудничает с брендом уличной одежды Bathing Ape.
Эстетическую гибкость японцев уже взяли на вооружение и европейцы. Швейцарская мануфактура Bell&Ross работает с тем же Bathing Ape, а TAG Heuer сделал совместный проект с легендой японской уличной моды, ди-джеем и дизайнером Хироши Фудзивара. Причем это не первый случай, когда часовое подразделение LVMH работает с Фудзивара: два года назад ателье Джорджа Бэмфорда BWD (официальный партнер LVMH) создало с помощью токийского дизайнера крайне успешную минималистскую модель Zenith. «Это был наш самый коммерчески успешный лимитированный релиз», - вспоминает глава ателье Джордж Бэмфорд, признаваясь, что «Хироши чертовски многому меня научил».
Любовь с детства
Впрочем, не только Запад идет на Восток. Недавно компания Casio обратилась к Бэмфорду с предложением поработать над Casio G-Shock. «Для нашего ателье это не совсем привычно, но мне было приятно работать с Casio», – говорит Бэмфорд.
Его любовь к G-Shock можно назвать поколенческой: Джордж, как и многие его сверстники, родившиеся в 80-е, вырос на этих часах.
Кто знает, возможно, Bamford G-Shock тоже когда-нибудь станут Святым Граалем. Время, как видим, все расставляет по своим местам, и вечные часовые ценности приходят и с Запада, и с Востока.