В лучах Восходящего Солнца: ювелирные украшения в японском стиле
Японское декоративно-прикладное искусство открылось европейцам и американцам сравнительно недавно, а именно – в 1865 году, когда в стране Восходящего солнца был кардинально изменен режим управления государством. После так называемого «открытия Японии миру» в эту маленькую островную загадочную страну потоком хлынули иностранные чиновники, бизнесмены, дипломаты, религиозные миссионеры (в том числе, и русские, православные, о чем составлено множество любопытных тематических книг), путешественники со всех концов света. Во второй половине XIX века, пожалуй, именно далекая, ранее совершенно неприступная и даже опасная Япония была самой модной и любопытной страной для любого образованного европейца.
Естественно, что постепенно был налажен и культурный обмен: и японское традиционное искусство необычайно высоко ставили в Европе. И здесь достаточно вспомнить французских импрессионистов, которые восхищались именно «тонкой Японией» и в своих изобразительных работах копировали некоторые японские художественные приемы.
В конце XIX века в той же Франции появилось очень много предметов настоящего, неподдельного японского искусства – от фарфора, тканей, элементов костюма и ширм до японских ювелирных украшений с традиционным белым и цветным жемчугом. Огромное влияние японское искусство оказало на стиль модерн (во Франции он назывался ар-нуво, в Италии – либерти). Лучшие парижские ювелиры Рене Лалик и братья Фуке никогда и не скрывали своего искреннего восхищения традиционным японским декоративно-прикладным искусством и подтверждали, что многие приемы подсмотрели именно у японцев.
Действительно: японское ювелирное искусство имеет свои собственные приметы и характерные особенности. Во-первых, в японских драгоценностях почти всегда присутствует жемчуг – барочный или же идеально правильной формы (такой, какой производит, вернее, выращивает великий исторический дом Mikimoto, столетний поставщик императорского двора). Жемчуг – это традиционный элемент, добыча жемчуга – народное японское ремесло. Во-вторых, в японском украшении почти никогда не бывает множества деталей; японская драгоценность внешне (да и внутренне тоже) невероятно монолитна. Это связано с тем, что в Японии очень ценят природу и совершенно не считают нужным добавлять к ней что-нибудь. Яркий пример такого отношения к природе и ее дарам – это японская кухня, которая (в отличие от кухни китайской или корейской) стремится к натуральности и свежести. В-третьих, японское ювелирное искусство необычайно медитативно по своему эмоциональному характеру: это драгоценности спокойствия, нежности, мудрости, трепетного, возвышенного отношения к окружающему миру.
В Японии, где главным материалом был и остается именно жемчуг, используют желтое золото и серебро. Японские драгоценности никогда не являются частью костюма, как в Индии, любые японские драгоценности (ну кроме императорской короны, разумеется) можно носить с утра и до самого вечера. Художественная ценность японских драгоценных вещей неизменно велика: эти предметы принято передавать по наследству.
Японский национальный стиль остается крайне популярным: многие российские марки – от Sokolov, дома «Эстет», «Серебра России» - до брендов De Fleur, Kabarovsky, Silver Wings, выпускают сегодня свои «японские» драгоценности на регулярной основе. И почти все украшения указанных марок мы можем назвать по-настоящему успешными.