
Циферблат часов: техники отделки
Облик часов и общее впечатление во многом определяет циферблат. На нем располагаются разные типы маркеров и стрелки, дополнительные малые циферблаты и другие элементы. Помимо функциональной стороны не менее интересна и эстетическая. Какие техники и материалы только не используют мастера для декорирования. Чем сложнее и красивее вид поверхности или изображения, тем дороже и уникальнее перед вами модель. Рассмотрим, какие бывают циферблаты, из чего их делают и как.
Техники декорирования
Гильоше
«Гильоше» – классическая и всегда беспроигрышная с точки зрения дизайна техника декорирования. Термин обозначает орнамент в виде переплетения волнистых линий. Рисунок может быть симметричным или асимметричным, представлять собой геометрический узор или сложное художественное изображение.
В истории гильоше использовали в лепнине, керамике и даже ценных бумагах. В случае с наручными часами орнамент выполняется на металле деталей механизма или циферблате и может сочетаться с эмалевыми техниками. Тончайшие полосы, расходящиеся от центра или переплетающиеся в изящный узор, сияющие своими гранями – все это гильоше.
Маркетри
Несмотря на распространенное словосочетание «мебель маркетри», изначально это не стиль, а именно техника инкрустации поверхности резными деревянными элементами (использовались также слоновая кость и перламутр). В мебели они крепятся на клей, а в случае с часами методика иная.
Художник создает детальный эскиз; мастер вырезает десятки и даже сотни деталей из разных пород дерева, подходящие по оттенку под рисунок; их складывают в единую композицию, закрепляют под прессом, сушат и покрывают лаком или воском. Стоит отличать циферблат в технике маркетри от того, который сделан из цельного дерева, и от изображения-мозаики.
Мозаика
Мозаика может набираться как из созданных или вырезанных в определенной форме элементов, так и компоноваться из асимметричных кусочков. Для мозаичного декора используют металлы и драгоценные камни, например, вырезанные в технике глиптики, кусочки перламутра, плоские фигурки, керамику и прочие материалы.
Используемые материалы
Краска и лак
Наносить краску на циферблаты начали еще первые часовые мастера. Со временем составы и техники нанесения совершенствовались – цвета становились ярче, а для крепости и блеска к ним добавился лак, которым стали покрывать сложные рисунки. В массовом производстве распространена техника тампонной печати, при которой краска переносится на циферблат силиконовым тампоном. В дорогих часах элитных брендов по сей день практикуется нанесение рисунка лаком или эмалью вручную.
В качестве основного элемента декора лак используют в самых разных техниках, одна из которых – японская уруси. Лак изготавливают из сока лакового дерева, добавляя в него глиняный порошок, золотую и серебряную пыль, перламутровую крошку или измельченную скорлупу. Лаком выполняют от однотонного глянцевого слоя до сложных многоцветных рисунков с детальной проработкой. Другой метод, маки-э, подразумевает нанесение на непросохший слой лака золотой или серебряной пудры.
Эмаль
Известно множество техник создания эмалевых изображений и панно. Сама эмаль представляет собой напоминающее стекло покрытие разной степени прозрачности. Основа такого материала – измельченные пластины стекла.
Порошок разводят водой, затем смесью покрывают поверхность, дают высохнуть и обжигают. Цвет и температура плавления зависят от пигментов – соединений металлов. Некоторые техники позволяют наносить именно порошок на слой клея или лака.
Способ «флинк» позволяет покрыть полупрозрачной эмалью выполненный на металле узор гильоше – раньше так для красоты и прочности декорировали золотые и серебряные крышки карманных часов, сейчас этот же метод используют для циферблатов. Наиболее распространены выемчатая (заполняются углубления на поверхности), перегородчатая (заполняются ячейки на металлической основе) и витражная (также с перегородками, но без основы) эмали.
Нестандартные материалы
Известные бренды и знаменитые часовщики часто экспериментируют в поисках новых материалов для декора. В основу уникальности моделей, которые выпускают в единицах или десятках экземпляров, часто ложатся редкие или сложные в обработке материалы.
Иван Арпа в сотрудничестве с Romain Jerome, а позже для собственной марки ArtyA, использовал в декоре часов элементы легендарного «Титаника», окаменевшие фекалии динозавров, лунную пыль, кровь, засохших насекомых, пули и фрагменты метеорита. Метеорит можно встретить и в часах Mikhail Moskvin Угличского часового завода, модели Louis Moinet Metropolis, часах Константина Чайкина «Луноход» и других. Такого рода материалы чаще используются в мужских часах.
Украшение перьями (фр. plumasserie) и кружевом (фр. lesage) пришло из мастерства создания аристократических нарядов и используется при создании женских часов модными и ювелирными марками, такими как Chanel и Harry Winston. Jaquet Droz однажды использовал скорлупу перепелиных яиц, из мельчайших кусочков которой было набрано мозаичное изображение на циферблате. В качестве основы циферблата может использоваться и монета, например, часы Corum, выпущенные в лимитированной серии в 100 экземпляров, содержат настоящие золотые монеты номиналом в 50 долларов.
Миниатюры
Одни бренды выпускают часы с настоящими картинами на циферблатах, а другие создают целые объемные композиции, выпуклые неподвижные барельефы или движущиеся фигурки – тогда к техническому совершенству часового механизма добавляется сложность еще одной задачи.
Легендарный производитель Jaquet Droz создавал движущиеся фигуры еще в середине XVIII века. Сегодня они хранятся в музеях, а марка выпускает не менее совершенные часы с движущимися миниатюрами (например, птицы, кормящие своих птенцов) или искусно выполненными барельефами.
Roger Dubuis представил в 2013 году 28 экземпляров часов с 12 фигурками рыцарей, выложивших мечи по направлению к центру циферблата-круглого стола. В часах Astronomia от Jacob & Co в высоком, почти полностью сапфировом с металлическими дужками корпусе движутся полностью объемные Земля и Солнце, а на представляющем звездное небо циферблате Midnight Planetarium ходят по кругу с реальной скоростью шесть планет Солнечной системы.