Часы с турбийоном от бренда
AGELOCER
Подробнее


Почему так дорого? Рассказываем чем обусловлена высокая стоимость часов

Вопрос, который приведен в заголовке статьи, нередко можно услышать в разговоре с другом/знакомым, а можно и прочитать в каком-нибудь блоге, особенно в комментариях, в сопровождении возмущенного: «У моего деда были советские часы (такие-то), стоили всего ничего, а ходили точно – вашим свисмейдам не снилось!»
Попробуем разобраться. Действительно, почему же наручные часы, и правда, бывают такими дорогими.

Первое: все-таки рынок

Не знаем, главное ли это, но уж коли начали с воспоминаний о высококачественных советских часах, доступных практически всем, рассмотрим эту тему. Действительно, советская часовая промышленность – выдающееся явление истории. Начало ей положили конец 20-х и 30-е годы ХХ века, когда героически создавалась вообще вся индустрия СССР. Без этих титанических усилий была бы невозможной победа в Великой Отечественной войне, и часпром не исключение: воевать без точного контроля времени нельзя, чай не средневековье. И не только воевать: строить нельзя, производить нельзя, работать в тылу тоже нельзя и т.д.
В эпоху развитого социализма (примерно 60-е – 80-е годы) советская часовая индустрия, полтора десятка часовых заводов, выпускала в год около 70 млн экземпляров различных часов. Один только Петродворцовый часовой завод «Ракета» производил почти 5 млн часов! Вдумаемся: за 20 лет этих наручных «ракет» – 100 (СТО) миллионов. Это больше, чем все взрослое население нынешней РФ... Прекрасно, но потом-то – что? Хорошие часы способны радовать собою не одно поколение, для них 20 лет – не срок. Куда девать такой объем? Нет, качество оставалось в основном на приличном уровне, но вопрос-то – куда столько? – стоял ребром, да и не имел ответа.
Вот и получается: если поточное производство – то недорого. И действительно, советские часы стоили от 20 до 200 рублей, при среднестатистической зарплате рабочего или инженера 150 в месяц. Вполне доступно! А если производство не массовое – дело совсем другое.
Итог закономерен: часовой промышленности бывшего СССР больше нет, а тот же, например, завод «Ракета» выпускает часов на много порядков меньше. Да и сам этот завод сильно изменился: некогда огромный комплекс зданий и сооружений нынче – под складами, автосервисами, торговыми центрами, ресторанами, а конструкторское бюро и часовая мануфактура занимают всего одно, адекватного размера, здание, продукция которого стоит не более 120 тыс. руб.
Почему так дорого? – спросите вы.
Ответим: потому что люкс, потому что мануфактура. И заметим: не так уж дорого. И отправимся из Петергофа в Швейцарию.

Класс «люкс»

На самом деле вышеупомянутые 120 тыс. руб. – это не очень дорого. Переводя в швейцарские франки – порядка полутора тысяч, уровень так называемой доступной роскоши. Accessible luxury – да, роскошь, но все-таки доступная...
Уровень просто luxury выше, он, условно, начинается с 3000 тех же франков (они очень близки к долларам США) и простирается... очень далеко простирается, сколько глаз хватает. Почему так?
Мы меняем наши мобильные телефоны каждые два – три года, соответственно появлению их новых поколений. Время там отсчитывается вполне исправно. Почему же с традиционными наручными часами не так? Да потому что сегодня часы категории «люкс» – уже не столько инструмент для отсчета времени, сколько аксессуар, свидетельствующий, как минимум, о вашем вкусе, а как максимум – о вашем социальном статусе. Идя дальше, скажем: часы – произведение искусства, а таких произведений не может быть много и они не могут быть дешевыми.

Сложная конструкция, ручная работа

В объеме, который ограничен 40-50 миллиметрами в диаметре и 5 – 15 миллиметрами в толщину, работает слаженный «оркестр», состоящий из сотен миниатюрных деталей. Это – часовой механизм. Он точен и надежен, а еще и красив: мельчайшие детали подвергаются тонкой отделке вручную, рассматривать это непросто, но если получится – дух захватывает. Взглянем, например, на часы Jaeger-LeCoultre Master Grande Tradition Gyrotourbillon Westminster Perpetuel. Часы, минуты, вечный календарь, многоосный турбийон, минутный репетир с Вестминстерским боем... Подробно вдаваться не будем, но вот механизм, Calibre 184 — здесь, между прочим, 1050 деталей! Плюс, конечно, корпус из белого золота, сапфировое стекло, скелетонизированный циферблат, ремешок из кожи аллигатора. Лимит выпуска 18 экземпляров, каждый по 800 тысяч швейцарских франков – а как бы вы хотели?

Бренд

Вышепоказанный Jaeger-LeCoultre – это, безусловно, очень даже бренд! Таких именитых немного, а из них самый, наверное, дорогой (по стоимости часов) – Patek Philippe. Абсолютный мировой рекорд был установлен в 2019 году на благотворительном аукционе Only Watch: часы Patek Philippe Grandmaster Chime ref. 6300A-010 ушли с молотка за 31,000,000 швейцарских франков. Тридцать один миллион! Даже с учетом того, что это единственный экземпляр и что есть своя специфика у таких благотворительных акций, все равно – нет слов. Ну так бренд ведь... Если спуститься с этих небес на более-менее привычную землю, можно отметить пару Rolex/Tudor. Первая их этих марок не без оснований претендует на то, чтобы быть реально первой в часовом мире, вторая по отношению к ней – дочерняя. Итак, сравниваем Rolex Submariner и Tudor Black Bay Fifty-Eight. По функционалу и по исполнению разницы, объективно говоря, нет. По цене она двукратная, порядка 8 тыс. долларов против 4 тыс. их же. А потому что бренд!

Почему Мона Лиза такая дорогая?

Разумеется, шедевром Леонардо да Винчи никто не торгует. Однако есть страховая стоимость этой картины: на сегодняшний день это свыше 700 млн долларов. Спрашивается, за что столько?! Ответить невозможно, но факт остается фактом. Между прочим, очень даже немала оценочная (страховая) стоимость пресловутого «Черного квадрата» Малевича – 20 млн долларов. Мы вспомнили о нем, поскольку в начале статьи упомянули самые дорогие из часов «Ракета» (120 тыс. рублей, оцените разницу), а это именно часы на тему «Черного квадрата». Опять же – за что?! И опять же нет ответа, но возражать бессмысленно. Попутно отметим, что часовое искусство не исчерпывается мастерством микромеханики, формирования корпуса и прочих инженерных премудростей. Есть место и для изобразительного искусства в самом прямом смысле, на циферблатах. Живописные миниатюры, эмалевые или лаковые, бывают истинными шедеврами и, естественно, стоят дорого. Среди высоких мастеров эмалевой миниатюры по циферблату отметим легендарных Сюзанну Рор и Аниту Порше.

Может такое быть недорогим? Вопрос риторический...

0 комментариев
Колумбус
Москва
Санкт-Петербург
Астрахань
Барнаул
Брянск
Владимир
Волгоград
Воронеж
Екатеринбург
Иркутск
Казань
Калининград
Киров
Краснодар
Красноярск
Мурманск
Набережные Челны
Нижневартовск
Нижний Новгород
Новокузнецк
Новосибирск
Омск
Пермь
Ростов-на-Дону
Рязань
Самара
Саратов
Ставрополь
Сургут
Тамбов
Тольятти
Тула
Тюмень
Ульяновск
Уфа
Челябинск
Ярославль
ПОДПИШИТЕСЬ НА НАШУ РАССЫЛКУ
Нажимая «Подписаться» вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.
Магазины
Войти или создать профиль
Телефон
E-mail
Забыли пароль? Регистрация
Расскажите о нас
Пожаловаться
Задать вопрос
Стать корпоративным клиентом
Перезвоните мне