Кабошоны: камни, которые всегда «на стиле»
«Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину. Когда Вера случайным движением удачно повернула браслет перед огнем электрической лампочки, то в них, глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни»
(А.И.Куприн, «Гранатовый браслет», 1910 год)
Кабошоны правильной огранки выглядят потрясающе и ценятся очень высоко – особенно, если таким видом огранки создаются драгоценные и полудрагоценные камни. Очевидно, центральные гранатовые кабошоны в «браслете Куприна» были огранены должным образом, иначе бы не вызвали такого восхищения от глубины и прелести их цвета.
Древнейшая форма огранки
Огранка «кабошон» - древнейшая ограночная форма, которая подходит практически для всех ювелирных камней, а особенно – для образцов с оптическими эффектами – астеризмом и «кошачьим глазом».
Астеризм – способность камня преломлять свет в виде многолучевой звезды. Рубины, сапфиры, бериллы, шпинели – все эти минералы могут иметь такую способность, и, если их огранить именно кабошоном, они станут поистине уникальными.
«Кошачьими глазами» называются минералы, имеющие стеклянный блеск, внешним видом они напоминают глаз кота с вертикально вытянутым зрачком - кошачий, тигровый, соколиный глаза и другие. Первоначально это название закрепилось за зеленовато-желтой разновидностью хризоберилла, которую собственно и стали называть «кошачьим глазом». Данный оптический эффект обусловлен отражением света от серий параллельно расположенных в минерале микроскопических включений. В идеально ограненном кабошоне на поверхности камня видна тонкая световая полоска, параллельная длинной оси кабошона, которая перемещается вместе с поворотами камня и угла зрения.
Идеальный кабошон
Идеально огранённый кабошон, какой он? Наверное, правильнее говорить не ограненный, а отшлифованный, ведь «кабошон» называют огранкой лишь условно, так как грани на поверхности камня отсутствуют.
Кабошоном хорошо создавать те минералы, которые не имеют кристаллической решетки – например, опал, в котором мягкая кабошонная обработка только подчеркивает красоту ценного минерала. А если этот минерал еще и с опалесценцией (оптический эффект, заключающийся в особом виде свечения камня), то в форме кабошона он будет просто находкой.
Высота правильного кабошона равна радиусу круглого камня. Если кабошон овальный, то половине его наименьшего диаметра. Эти соотношения считаются идеальными и раскрывают все достоинства камня.
Формы кабошонов
Кабошоны бывают простыми – выпуклыми лишь с одной стороны, двусторонними – выпуклыми с двух сторон и полыми - внутри вогнутыми, а снаружи выпуклыми. Вогнутую площадку, как правило, делают для усиления прозрачности камня.
Капля, круг, сердце, крест, квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник – кабошоны могут быть всех этих форм. Однако, какой она, форма, будет, зависит от качества камня.
Зарождение моды на кабошоны
Кабошоны – древнейшая форма камней, так, в Древнем Египте она была одной их самых популярных, и кабошоны были инкрустированными практически во все ювелирные украшения.
До Европы эта форма дошла лишь в 16 веке, считается, что первый камень-кабошон приплыл туда на торговом судне из Индии.
А до России кабошоны дошли еще позднее, лишь в веке 19, и практически 100 лет находились на пике популярности. После чего, вышли из моды, но вернулись в нее снова в 2013 году, благодаря таким крупным брендам, как Oscar de la Renta и Gucci. И сходить с топовых позиций кабошоны больше не собираются.
Как же создают камни кабошонного типа?
Создание кабошона
Изначально, для придания камню формы «кабошон», огранщиками применялись самые простые инструменты и самый простой порядок действий – они брали минерал, отсекали от него все лишнее, после чего сглаживали неровности. Для этого использовался специальный шлифовальный круг, верхняя часть камня ошлифовывалась и полировалась, а нижняя - оставалась просто грубо отшлифованной. Сегодня все, что до этого делалось вручную, воспроизводят станки. Камень распиливают на заготовки, обезжиривают, с помощью трафарета наносят контур заготовки, разрезают камень по этому контуру, затем шлифуют, наносят фаски и производят операции финишной отделки камня.
«Голова всегда бывает обманута сердцем»
Франсуа де Ларошфуко
Кстати, «кабошон» с французского переводится именно как «голова». И нашу голову легко затуманить тем, от чего так сильно бьется сердце. А бьется оно от всего прекрасного, что составляет наши жизни, и часть этого прекрасного – в ювелирных украшениях.