Часы с турбийоном от бренда
AGELOCER
Подробнее


Ирина Рыбакова о ювелирных суевериях, любовно-романтической символике украшений и антикварных изделиях, которые необходимо носить каждый день!

В преддверии Дня всех Влюбленных Ирина Рыбакова, искусствовед, историк ювелирной моды, специалист по оценке ювелирных украшений и аутентификации, а также автор статей об истории ювелирного искусства и курса «История и стили украшений», рассказала о своем обучении, поделилась драгоценными знаниями о ювелирных символах любви и привязанности и напомнила о важности качества изделий.

Приятного прочтения!

1. Как вы стали частью ювелирного мира? С чего начался ваш профессиональный путь? Были ли у вас учителя или, возможно, люди, оказавшие влияние на ваше становление как профессионала?

Понятно, что все заложено в детстве. Меня всегда привлекали украшения и их история. Всегда. И в какой-то момент я поняла, что хочу заниматься этим более плотно. Мир антиквариата и винтажа (именно в ювелирном его аспекте) всегда был привлекателен для меня, но мне не нравилась идея просто идти и что-то покупать. Мне необходимо, чтобы во всем был порядок, и я решила получить искусствоведческое образование. Потом были специализации на ювелирную тематику и на этом обучение не остановилось. Дальше мне понадобилась и базовая геммология, и какие-то практические ремесленные навыки (если можно так назвать), чтобы понимать «как это делается» и «что с этим можно делать».
Некоторое время я действительно занималась атрибуцией винтажных и антикварных украшений, подбором коллекций. Но поскольку мои знания превалировали над моим интересом непосредственно к предметам, почти сразу меня увлекло в иное русло. Я начала получать запросы от всевозможных мультибрендовых и монобрендовых галерей, занимающихся и современными украшениями (продажей), и винтажными, антикварными изделиями, с просьбой о подготовке специалистов-консультантов. Это было десять лет назад и уже тогда постепенно возникала потребность в более высоком уровне знаний: покупателям в магазинах было недостаточно информации о каратности и камнях. Нужно было то, что мы сейчас называем сторителлингом. Таким образом и началось формирование лекционных материалов, в первую очередь, для повышения квалификации персонала и людей, которые тесно связаны с производством и продажей украшений. Потом к ним подтянулись дизайнеры и ювелиры — те люди, которые full-time заняты на производстве, задействованы в продажах или погружены в административную работу. Для них бесконечный поиск в материале вообще не представляется возможным.
Так как мое обучение продолжалось и продолжается до сих пор, то в мою жизнь приходят люди, оказывающие большую поддержку. В первую очередь, это мои, как я их называю, курсистки и те, кто у меня учился. Конечно, тот отклик и теплые слова благодарности, которые я получаю от них, очень важны: я вижу, каких они добиваются высот, какие они создают бренды и отчасти чувствую свою причастность к этому.
Абсолютно точно хочу назвать человека, который всегда поддерживал меня (особенно в начале пути). Это — Гилодо Андрей Акимович, сотрудник Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, у которого я защищала свою дипломную работу уже по ювелирному искусству.
Мое невероятное вдохновение — Татьяна Николаевна Мунтян, у которой я слушала курс по драгоценностям и драгоценным ювелирным украшениям (это, к слову, наш главный специалист по Фаберже). Моя большая поддержка — Настя Фисенко, с которой мы общаемся до сих пор и которая читает свой курс о ювелирной стилистике.
Пожалуй, это основные люди.

2. У каких украшений есть шанс произвести на вас впечатление (учитывая ваш багаж знаний, глубину понимания ювелирного искусства и насмотренность)? Можете рассказать о своих любимых украшениях (тех, которые есть в вашем личном ювелирном гардеробе или просто изделиях, с которыми вам удалось познакомиться)

Наверное, это самый простой вопрос. Дело в том, что у меня достаточно своеобразное отношение ко всему, что сейчас происходит — меня радует очень многое! Я, наверное, как историк, просто фиксирую для себя все происходящее. Потому что любая стилистика и все, что делается сейчас, формирует тот пласт украшений, которые через несколько десятков лет и будут составлять весь срез ювелирной индустрии, в которой мы сейчас живем. Они будут олицетворять наше время.
Естественно, я очень люблю всё, что делают наши ювелиры, те бренды и дизайнеры, которые у меня учились. И, конечно, для себя я стараюсь покупать именно эти украшения. Кроме того, поддерживаю начинающих ювелиров (когда это возможно).
Я плохой коллекционер, потому что люблю очень многое. Не выделяю каких-то определенных направлений: у меня вы найдете и изделия из драгоценных металлов, которым больше ста лет, и бижутерию, и советский винтаж. Более того, я все это люблю и активно ношу. Поэтому мне очень сложно выделить какие-то любимые.
Выберу, наверное, все-таки украшения, созданные людьми, которых я знаю лично. Это большая эмоциональная привязанность.

3.Антикварные ювелирные изделия — это исключительно выставочный образец или их вполне можно использовать в роли повседневных украшений? В целом, возможно ли адаптировать украшения давно прошедших эпох к моде нашего времени?

Нет. Безусловно, есть совсем древние вещи. Если говорить, например, о каких-то серьгах этрусков, то это музейный экземпляр. Хотя если они есть в вашей личной коллекции (а они есть и я даже знаю у кого), то можно что-то придумать! Но в целом, украшения давно ушедших эпох не то что нужно, их необходимо носить! Они требуют, они хотят того, чтобы их выгуливали. Их невероятно легко адаптировать к современному образу.
Чем проще вы будете относиться к процессу формирования какого-то ювелирного образа и не подбирать повод, чтобы выгулять украшение — тем лучше! Если состояние украшения позволяет носить его каждый день, его нужно носить каждый день!
Отнесите его ювелиру или реставратору, добейтесь идеальной функциональности: старинное золото не лучше и не хуже — оно точно такое же и с ним можно работать! Да, какие-то украшения требуют более деликатного отношения, какие-то — нет. Но отнесите его своему ювелиру, убедитесь, что все находится на своих местах (если это брошь, то все иголки должны работать) и носите, получайте удовольствие. Представляете какую радость можно получить от украшения, которое носили сто-двести лет назад, и оно продолжает восхищать окружающих?
Плохо, если что-то долго лежит в шкатулке. Украшения должны носиться! И современные, и старинные украшения нельзя просто хранить как объект искусства, если их никто не видит.

4. Можете поделиться своим отношением к «ювелирным» суевериям? Верите ли вы, например, в то, что ювелирные изделия сохраняют энергетику своего предыдущего владельца и могут приносить удачу или, наоборот, несчастье?

Будет ровно то, во что человек верит. Вы же знаете, что накрутить себя можно за 30 секунд и придумать все, что угодно ) В конце концов, если вас это беспокоит, то уже давно придуманы методы, которые, так скажем, «очищают» украшения. Из того, что я знаю, можно подержать изделие на соли или положить его около горящей свечи. Можно вообще придумать какой-то свой ритуал и «избавиться» от всего плохого.
Для меня это вообще не проблема. Я предлагаю сосредоточиться на интеллектуальном наследии, которое украшение в себе содержит.

5.Вопрос в преддверии Дня всех влюбленных — как давно символ сердца используется в ювелирном искусстве? Было ли у него когда-нибудь другое значение (помимо символа любви)?

Замечательный вопрос! Самые древние подвески в форме сердечка из сердолика использовались 4 тысячи лет назад на территории современной Сирии и ими действительно обменивались влюбленные. Если мы говорим о сердце в ювелирном исполнении, то у него не было другого значения. Единственное, символ сердца — это также символика приверженности своим идеалам и своим взглядам. Отсюда сердце в лучах, которое мы можем увидеть среди украшений католических соборов. Это горящее сердце, которое может вести за собой (это одна из его трактовок).

Можем вспомнить часто используемые формулировки «я говорю от чистого сердца», «сердечные пожелания» или «я всем сердцем верю во что-то». Это всегда любовь в разном проявлении. Все, что идет от сердца.

Аналогичной символикой любви, нежности и привязанности выступает «синоним сердца» — лист плюща. Если мы обведем пятиконечный лист плюща, мы получим форму вытянутого сердца. Поэтому, например, лист плюща очень часто встречался на парных свадебных браслетах среди византийских украшений. Конечно, он был стилизован и его сложно сразу узнать, но он служил еще одним символом сердечной привязанности.
Позже его активно использовали в XIX веке: если мы посмотрим какие-нибудь серебряные локеты для фотографий (раскрывающиеся медальоны), мы увидим, что там часто использовалась резьба в форме листиков плюща.

6. Для тех, кто в поиске альтернативы. Какие еще существуют символы (помимо сердца), которые относятся к любовно-романтической тематике и часто используются в ювелирном искусстве?

Узлы. Возьмем самое простое — у нас есть так называемый рифовый узел (его еще называют «узлом Геракла»). Переплетение двух шнуров напоминает бесконечность и очень часто используется как мотив в помолвочных кольцах.
Конечно же, очень древний символ — рукопожатие (обещание/ доверие). Он использовался с античности: такими кольцами обменивались в знак помолвки или в качестве обещания жениться. Нельзя не вспомнить средневековые «posie ring» — поэтичные кольца, на которых (это моя любимая история:) писали всевозможные слова любви. У ювелиров были специальные книги с некоторым количеством заготовленных фраз, благодаря чему мастер мог позволить себе заниматься всю жизнь только этими кольцами. Фразы типа «Возлюбленная моя принадлежит мне, как я принадлежу возлюбленной моей» были абсолютным топом!
Чуть позже (в позднее Средневековье) появляются кольца Гиммель в визуальной форме сложенных вместе рук, которые могли держать сердце либо просто изображать рукопожатие. Они раскрываются, могут состоять из двух или трех частей. Две части этого кольца (если обращаться только к романтичной символике) — отражали пару, а кольца из трех частей считались символом Троицы либо изображали супругов и свидетеля.
Дальше — всевозможные амурчики и купидончики, держащие стрелы либо сердечки. Кольца-послания. Кольца с камнями, которые служили зашифрованными посланиями и составляли слово «love» или «adore» из первых букв названия камня (например, Amethyst. Diamond. Opal. Ruby. Emerald).
У меня есть целая лекция, которая так и называется — «Романтические символы в истории колец».

7. «Раньше было лучше». Применимо ли это утверждение (которое в последнее время сотрясает Fashion-индустрию) к миру ювелирного искусства? Можно ли предполагать (или утверждать), что ювелирные произведения, например, прошлого века значительно превосходят современные украшения по всем параметрам (начиная с идеи и заканчивая качеством исполнения)?

Я такого не наблюдала. Более того, я уверена, что так нельзя рассуждать. Во-первых, плохое качество существовало всегда. Скажу больше: на выставках мы видим серебро и золото музейного качества, когда на самом деле стекла, латуни и всевозможных сплавов (пропорции которых нам сейчас неизвестны) — чуть ли не большее количество. Они имеют более плохую сохранность. Кроме того, я знаю конкретные примеры целых культур, у которых украшения были далеки от ювелирного искусства. Это были настолько упрощенные украшения, что сейчас мы бы их назвали ювелирным минимализмом (речь идет о древнеримских украшениях).
Поэтому я ни в коем случае не могу с этим согласиться, так предполагать нельзя. И в прошлом было много некачественного. Так же и сейчас.

Почему я никак не комментирую некачественные современные дизайны? Уже убедилась, что высокая дизайнерская мысль не всегда может быть однозначной. Сейчас очень много ювелирных экспертов (не люблю это слово и стараюсь его к себе не применять), поэтому говорить однозначно, что «это хорошо», а «это — плохо», нельзя. Это неправильный подход.

Я выбрала созерцательную позицию в этом вопросе. Это — личный вкус. Гораздо проще смотреть на качество. Именно качество исполнения — большой маркер современных украшений.

Ювелирные украшения:
0 комментариев
Колумбус
Москва
Санкт-Петербург
Астрахань
Барнаул
Брянск
Владимир
Волгоград
Воронеж
Екатеринбург
Иркутск
Казань
Калининград
Киров
Краснодар
Красноярск
Мурманск
Набережные Челны
Нижневартовск
Нижний Новгород
Новокузнецк
Новосибирск
Омск
Пермь
Ростов-на-Дону
Рязань
Самара
Саратов
Ставрополь
Сургут
Тамбов
Тольятти
Тула
Тюмень
Ульяновск
Уфа
Челябинск
Ярославль
ПОДПИШИТЕСЬ НА НАШУ РАССЫЛКУ
Нажимая «Подписаться» вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.
Магазины
Войти или создать профиль
Телефон
E-mail
Забыли пароль? Регистрация
Расскажите о нас
Пожаловаться
Задать вопрос
Стать корпоративным клиентом
Перезвоните мне