Глоссарий: что такое ротор и зачем он нужен?
Почему часы с автоподзаводом можно не заводить и как он работает?
Непрерывность хода первых переносных механических часов зависела от двух основополагающих факторов: силы натяжения пружины заводного барабана и степени внимательности владельца.
Ему приходилось проявлять изрядную бдительность, чтобы не «потеряться во времени» и в положенный срок заводить часы. И хотя история сохранила несколько версий об изобретателях самозаводящихся часов, общепринято считать, что кардинальным образом ситуацию на рынке изменила мануфактура Rolex.
В начале 20 столетия эта швейцарская часовая компания предложила миру фирменное универсальное решение для передачи энергии на вал барабана: двунаправленный ротор. С этого момента ручной завод навсегда отступил на второй план.
Принцип его работы мало изменился с тех пор и все так же строится по принципу маятника. Эксцентрик со смещенным центром тяжести, связанный с заводным барабаном посредством системы шестеренок, свободно вращается вокруг центральной оси механизма.
Вращение передает аккумулируемую кинетическую энергию пружине и та поддерживает практически одно и то же рабочее состояние. Энергия же передается инерционному грузу от движения руки, на которую надеты часы. При этом не имеет никакого значения, с какой периодичностью, частотой и динамикой обладатель изделия двигает кистью.
Современные роторы улавливают любое изменение положения руки в пространстве и исправно выполняют свой долг: круглосуточно поддерживают пружину в тонусе. При регулярном использовании это позволяет владельцу не прикасаться к заводной головке месяцами.
У инерционного груза могут быть разные форма и структура (периферийная, круглая, ажурированная, комбинированная из нескольких фактур, сплавов, композитная). Различные размеры (микроротор) и даже нестандартное расположение (децентрализованное, со стороны циферблата).
Но наиболее популярной разновидностью детали по-прежнему остается классический полукруглый сегмент, внешне напоминающий стилизованный якорь, изготовленный из стали либо желтого золота.