
Часовой механизм: отделка и декор
Часовой механизм состоит из десятков или даже сотен деталей. Он не только технически совершенен как произведение инженерного мастерства, но и эстетически прекрасен. О видах декора деталей механизма в новом тексте блога AllTime.ru.
Почему необходима обработка?
Обработка деталей имеет значение в первую очередь не для внешнего вида механизма, а для его длительной эксплуатации и удобства ремонта. Чем скрупулёзнее обработаны поверхность и края каждой детали наручных часов, тем дольше она прослужит. Это также позволяет избежать появления заусенцев на металле.
№1 Полировка
Видимые участки и углы стальных деталей должны быть отполированы. Это головки винтов, оси трибов, поверхности зубьев трибов, запирающие поверхности анкерного колеса, углубления колёс ангренажа и так далее.
Существует особый вид – зеркальная полировка. Этим методом с помощью алмазной пасты детали обрабатывают таким образом, что свет начинает отражаться только в одном направлении, а при падении лучей под другим углом поверхности кажутся чёрными. |
№2 Фаски
Многие детали должны иметь фаски (скос под углом 45 градусов). Поверхность кромки должна быть идеально ровной и гладкой, со строго параллельными краями и одинаковой на всём протяжении толщиной. Это очень удобно в работе мастера, тогда заметно снижается риск поцарапать деталь инструментами. Кроме того, так максимально уменьшается трение и, как следствие, износ.
№3 Плазменное алмазное напыление
Металл, на который наносится сверхтонкое покрытие толщиной 1 мкм, не меняет своих свойств, но приобретает исключительную твердость и низкий коэффициент трения.
Чистовая отделка часовых механизмов
После выполнения всех технических требований механизм декорируют уже для красоты. Узоры могут варьироваться в своём исполнении и изначально придумывались часовщиками буквально «на ходу» с целью удалить мелкие огрехи, теперь же это отличительная черта дорогих механизмов.
№1 Cotes de Geneve или «женевские полосы»
Самый известный узор наносится на поверхность платины, моста и ротора. По форме это параллельные, вертикальные или горизонтальные полосы, некоторые бренды делают их волнообразными. Например, российская «Ракета» использует свою вариацию этого узора – «невские волны».
№2 Перлаж «змеиная чешуя»
Представляет собой центрические круги, расположенные вблизи друг от друга, выполняется в процессе фрезеровки, как правило, на платине и мостах механизма.
№3 «Солнечные лучи»
Узор в виде расходящихся от центра лучей наносят при помощи куполообразного шлифовального диска.
№4 Спиральный узор
Также расходится от центра, но уже не прямыми, а спиралевидными линиями. Так могут декорировать мост, ротор, барабан, храповое колесо.
№5 Матирование
Обработка только боковых поверхностей, что делает блеск основных ещё более ярким и создаёт дополнительный визуальный объём.
№6 Зернение
Создание специальным инструментом мельчайших выемок в поверхности металлической детали. Жемчужное зернение – пример уникального узора, который никогда не повторяется, так как наносится специальным инструментом вручную и никак не ограничен в повторах или геометрической симметрии.
№7 Гильоше
Декор плоской поверхности идеально прямыми или дугообразными линиями. В зависимости от их формы и расположения основные типы гильоше – это clous de Paris («парижские гвозди»), grains d’orge («ячменное зерно»), panier («плетеная корзинка»), soleil («солнечные лучи») и damier («шахматный узор»). Используется в дорогих швейцарских часах.
№8 Гравировка
На видимые детали механизма могут наносить порядковый номер модели или другой знак отличия.